Белорусские национальные костюмы женские и мужские: описание, история

История происхождения

Первые задокументированные белорусские орнаменты начали прослеживаться со второй половины XIX века. Ранних документов нет, и мы можем судить об истории развития орнамента только из материальных данных, сохранившихся до наших времен. Белорусское искусство очень тесно переплетается с умениями всех славянских народов. Проживая рядом, люди обменивались вещами, продавали их. Они верили в одних и тех же богов. Это сыграло свою роль в истории каждого народа. Так же происходило и с изобразительным искусством, на основе которого и зародился белорусский орнамент. В средние века на территории современной Белоруси очень уважаемыми были резчики по дереву и металлу. Они выполняли удивительные узоры. Так и распространился белорусский орнамент дальше.

Как выглядит современный флаг?

Государственное полотнище выполнено в виде прямоугольника, стороны которого соотносятся в пропорции два к одному. На флаге использованы три цвета: белый, зеленый и красный. Первый располагается вертикальной полосой. Красный идет горизонтально, занимая две трети ширины, а зеленая полоса заполняет оставшуюся треть. На белой части расположен национальный белорусский узор, созданный в начале двадцатого века жительницей села Костелище по имени Матрена Маркович. Данный флаг используется с момента обретения независимости после но в советские времена полотнище было практически идентичным: его дополняло золотое изображение серпа, молота и звезды. Беларусь является единственной страной, сохранившей такую символику.

Использование орнамента в вышивке

Вышивка белорусским орнаментом встречается по всей территории этой страны. Но в каждой местности она и отличается своими особенностями и фигурами. Везде использовались полосы и разнообразные бордюры в вышивке. Каждый регион по-разному располагает узоры, орнаменты и символы. Так, в схеме вышивки белорусского орнамента на востоке Полесья встречается больше растительных узоров. Геометрических мотивов почти не наблюдается, их вытеснили изображения роз, которые в большинстве вышивают белым и красным цветом. В некоторых районах преобладает ромбическое изображение даже в полосах, которые украшают низ рубах.

Основной интерес в вышивке рушников представляют вышивки полесских мастеров. Рушники с их вышивкой в основном использовали для свадеб. На них изображены все традиционные символы на добрую жизнь, крепкую любовь и плодородие для молодой семьи. Схема белорусского орнамента сложностью не слишком отличается от украинской или литовской вышивки. Все же соседние народы, и узоры немного схожи.

Значение флага

Красный цвет имеет древнее значение солнца, борьбы за правое дело и кровных уз. Кроме того, он связывает современных белорусов с событиями в которой жителям удалось победить крестоносцев, и героями времен Второй мировой. Зеленый является цветом природы, это знак урожайного поля, трудолюбивых крестьян, лесов и лугов, которыми так славится страна. Белый служит символом свободы. Даже название государства связано с этим цветом. Белорусский орнамент символизирует старинную культуру, он является своеобразным способом заклинания божественных сил. В нем заключается трудолюбие, пожелание счастья, вечность и движение. Сочетанием своих элементов белорусский флаг рассказывает историю народа и его главные

Не менее значимым символом является герб страны. Он, как и флаг, запечатлевает самые важные национальные ценности белорусов, их стремление к миру и готовность сражаться за свободу, единство, трудолюбие. Герб Беларуси выполняется на серебряном поле, в центре которого размещается зеленый контур Он идет по золотым лучам солнца, которое восходит над планетой Земля. Сверху располагается красная Поле обрамляют венки из пшеничных колосьев, справа дополненные клевером, а слева — цветками льна. Их трижды обвивают ленты красно-зеленого цвета, по центру на них сделана надпись «Республика Беларусь» на государственном языке. Символизм зеленого контура в лучах солнца прост — это то, к чему направляют свои мысли все белорусы, это родная земля, которая должна сохраняться в существующих границах для последующих поколений. Венки являются знаками памяти о предках. Герб Беларуси отражает старинную традицию ставить в доме колосья на удачу.

История белорусского национального костюма

Впервые белорусская одежда стала фигурировать в документах в XVI веке. Некоторые ее предметы и головные уборы перечислялись в Статуте Литовском 1588 года. Есть предположение, что именно одежда определила название белорусского народа. Дело в том, что до XIX века главным признаком белорусского костюма был белый цвет. Это не могли упустить из вида многие исследователи и путешественники. По словам этнографа П.В. Шейна, в Беларуси стоит сплошная белая стена в местах скопления людей.

Изначально, все материалы для изготовления одежды и обуви были натуральными. Основным сырьем для тканей служили: шерсть, конопля, крапива и лен. Последний материал и вовсе был универсальным: из него делали буквально все, начиная с грубой мешковины и заканчивая тонкими белоснежными рубахами. Для вельмож в Беларусь привозили шелковые, набивные, а также узорчатые ткани с Запада и Востока. Крестьяне обходились тканью собственного производства. Они виртуозно ткали ее самыми различными способами.

С окрашиванием также проблем не было. Краску делали из таких природных материалов, как кора и почки деревьев, цветы, корни растений, а также травы и ягоды. Примечательно, что в разных регионах способы окраски могли отличаться. Уже тогда умельцам удавалось покрасить ткань в довольно широкий спектр цветов: синий, малиновый, фиолетовый, желтый, а также различные оттенки. Привозные краски также использовали. Главным образом это были экстракты из бразильского дерева, сандала и индиго.

К началу XX века облик белоруской национальной одежды устоялся, и стали проявляться ее ярко выраженные особенности. Одной из главных характеристик стала устойчивость традиций. Вбирая в себя непрерывно возникающие веяния, белорусская одежда на протяжении огромного отрезка времени сохраняла неизменным свой крой, форму и отдельные атрибуты, корни которых лежат в далеком прошлом. Технологии производства тканей также сохранились. При этом белорусские национальные костюмы многовариантны как в образном, так и композиционном проявлении.

Мужская одежда

Как правило, мужской белорусский народный костюм состоял из рубахи, вышитой снизу и по вороту, жилета и ноговиц. Ноговицами, или портками, называли штаны. Их делали из льняного полотна (однотонного или пестрядевого), посконной или же полусуконной ткани. Теплые зимние брюки делали из так называемой суконины (темного сукна). Штанины соединялись в верхней части с помощью ромбовидной вставки. Спереди делалась прореха. Ноговицы могли быть воротниковыми (с поясом, застегивающимся на пуговицу или колодочку) или безворотниковыми (на веревочке). Снизу штанины спадали свободно или же обертывались онучами. В конце XIX века ноговицы из полотна стали нижним бельем, а им на смену пришли фабричные изделия.

Рубаха носилась поверх штанов и подпоясывалась цветным поясом. Как правило, она была белой и имела форму туники со стоячим воротничком. Рукава, воротник и подол украшались вышивкой, вязаными кружевами или же тесьмой. Карманов в рубахе не было. Мелкие вещи носили в кожаных сумочках, которые надевали через плечо или вешали на пояс. Мужские рубахи были гораздо короче женских, так как женщины не надевали портков. В теплое время года вместо рубашки носили безрукавку под названием камизэлька.

Сверху на рубаху мужчины надевали однобортный пиджак под названием бравэрка. Делался он из домотканого сукна. Спереди у пиджака было четыре кармана (два накладных и два прорезных). На спине была подрезная кокетка и хлястик. Воротник с бортами были отложными, а рукава – прямыми. Часто их отделывали снизу накладкой с пуговицей.

Верхней одеждой служили кожухи, которые шились из овчины. У зажиточных людей они обшивались дорогими тканями и украшались аппликациями или вышивками. А самые богатые люди могли себе позволить меховые шубы. Был еще один вид верхней одежды, который шился из сукна. Его называли по-разному: «кирея», «бурка», «епанча» или «чуя».

Особенности современных изделий

Производство любой одежды начинается с проектирования. Ведущие предприятия Белоруссии имеют своих дизайнеров, а одежда изготавливается небольшими партиями. К каждому сезону создаются новые модели с учетом современных тенденций. Одежда из Беларуси имеет множество преимуществ. Перечислим основные из них:

  • Износостойкость – джемпер или платье прослужат долгие годы, не теряя первоначальной формы и цвета после многих стирок;
  • Натуральные ткани – лен, шерсть, хлопок, иногда к ним добавляется небольшой процент синтетических волокон, чтобы изделие не потеряло привлекательного внешнего вида;
  • Приемлемая цена;
  • Одежда белорусских дизайнеров учитывает тип фигуры именно славянских женщин, благодаря этому обеспечивается идеальная посадка;
  • Высокое качество пошива;
  • Следование тенденциям мировой моды;
  • Большой ассортимент товаров для разных времен года;
  • Широкая размерная линейка.

Люди с плотным телосложением сталкиваются с трудностями при выборе одежды. Те товары, которые продаются в магазинах, имеют либо малые размеры, либо непривлекательный старомодный вид. Белорусские дизайнеры постарались сделать так, чтобы полная женщина выглядела стильно и современно в любое время года. Отдельно стоит упомянуть про знаменитый своим качеством трикотаж, который выпускается вплоть до 70 размера. Молодая девушка и зрелая женщина могут подобрать себе наряд для работы, торжественного случая, прогулок, отдыха, спорта. Это платья, сарафаны, блузы, верхняя одежда, спортивные костюмы, пуловеры, брюки, шорты.

Мужская обувь

Белорусский национальный костюм, описание которого мы сегодня рассматриваем, был бы не таким самобытным без обуви. Археологические находки свидетельствуют о том, что сапожное ремесло на территории Беларуси начало развиваться в XI веке. Изначально наиболее распространенной обувью были лапти, которые плели из лыка, пеньки или лозовой коры. Для придания подошве прочности ее дополнительно подплетали теми же материалами или обшивали кожей. Простейшие лапти назывались щербаками. Они были легкими, неглубокими, не имели головок и запяток. На территории Полесья были распространены так называемые «зрячие лапти», у которых был открытый верх. Они надевались на онучи и крепились к ноге лыковыми, пеньковыми или ременными оборами.

Первой кожаной обувью были постолы. Они сшивались из куска сыромятной кожи и по форме напоминали лапти. Верхняя часть постолов стягивалась бечевкой, лыком или ремешком. В северо-западной части Беларуси изредка носили деревянную обувь. Зимой носили валенки, которые подшивались войлоком или кожей.

В двадцатом веке в обиход вошли парусиновые туфли и бурки. Богатые крестьяне могли себе позволить и кожаную обувь. Если человек выходил на улицу без головного убора и пояса, он мог стать посмешищем. А ходить по деревне босиком считалось вполне нормальным.

Городская одежда

Крестьянская мода была очень консервативной и повторялась из поколения в поколение, что позволило сохранить на протяжении столетий этнические традиции белорусов. Повседневная одежда городских жителей отличалась большим разнообразием фасонов и материалов. Основное количество горожан носило шерстяную или льняную одежду, однако привозной материал также часто использовался. Зимой все надевали наплечные накидки (вилайны), полушубки или шубы. Шубы и полушубки делали из меха козы, овцы или медведя. Богатые горожане позволяли себе использование в одежде таких материалов, как шелк, парча, мех лисицы, бобра и волка.

История символики

Как и в других странах, в республике не сразу пришли к применению таких геральдических знаков. Современный герб Беларуси используется всеми государственными органами с 1995 года, когда всенародный референдум был проведен для определения важных вопросов символики и языка. Флаг был принят тогда же. Некоторые граждане считают, что от советской символики необходимо было отказаться. Национальный герб Беларуси и ее флаг использовали бело-красную расцветку и рисунок «Погоня». Оппозиционно настроенное население продолжает пользоваться именно ими, так как такая геральдика была в ходу до советского времени и более глубоко отражает государственную историю. Но на официальном уровне их признавать, убирая существующий вариант, не планируется.

мелкую моторикубесплатные раскраскиинтересную тему

Традиции. Они есть в каждой семье. В каждом народе и государстве. В разных местностях есть свои приметы, поговорки. Свои привычки. Свой язык. Чему мать обучает свое дитя, кроме первичных навыков и языка? Каждая мать передает своему ребенку традиции своего народа. Готовит национальные блюда. Одевает в национальный костюм, может, только и в праздник. И в эти, казалось бы, обычные моменты передает частичку истории. Любовь к предкам, к своей земле. К тому, что незримо есть в каждом человеке. Как часто мы не обращаем на такие вещи внимания, и нам кажется это совсем обычным делом. Даже рассматривая картинки в старых книжках и надевая вышитые вещи, мало задумываемся, кто придумал этот узор и для чего он, что в себе несет.

Женский головной убор

Головной убор дополнял национальный белорусский костюм. Женский головной убор нес не только практическое, но и социальное и даже обрядовое значение. По его виду можно было определить возраст женщины, ее семейное и материальное положение. Головные уборы фигурировали в обрядах и ритуалах. Например, на свадьбе девичий головной убор невесты меняли на женский. Между девичьим и женским головными уборами были существенные отличия. Девушки носили всяческие венки и ленты, а женщины прятали свои волосы под чепцом, надевая намитку или платок. Свадебную намитку женщина хранила на протяжении всей жизни и уходила в ней в мир мертвых.

Богатые женщины носили намитки из дорогих полотен и роскошно украшали их. А более бедные использовали дешевые материалы. Но вне зависимости от цены разнообразность орнамента сохранялась. Женщины также надевали на голову платки, чепцовые и рогатистые головные уборы.

Как развивался орнамент?

Развитие вышивки шло постепенно. Сначала активно вышивались разнообразные геометрические узоры. Постепенно к ним добавлялись пышные растительные узоры. Изображали различные формы мира. Также мастера добавляли в вышивку украшающие швы, которые становились неотъемлемой частью орнамента. Сочетание разных цветов тоже было не с самого начала. В некоторых вышивках преобладает красный, белый или черные цвета. Позже стали сочетать черный с красным. Больше всего изменений белорусские узоры и орнаменты претерпели в период капитализма. Это уже обусловлено наложенным отпечатком власти над народом. Сам орнамент сформировался на протяжении нескольких столетий и отличается своим генетическим единством основных элементов по всей территории Белоруси. Хоть в каждой местности и добавлены свои мотивы.

Женская одежда

Женский костюм был более разнообразным. В нем наблюдалась выраженная национальная специфика. Выделялось четыре женских комплекта:

  1. Юбка и фартук.
  2. Юбка, фартук и гарсет (безрукавка).
  3. Юбка и лиф-корсет.
  4. Понева, фартук и гарсет.

Первые два варианта были распространены по всей территории страны, последние два – на восточных и северо-восточных краях.

Женские рубахи были представлены в трех видах: туникообразная, с кокеткой и с плечевыми вставками

Вышивке на рукавах уделяли особое внимание. Поверх рубахи женщины надевали поневу – три больших куска сукна, сшитых между собой

Они стягивались под животом или на талии. Понева бывала как распашная, так и закрытая. Цвет ее мог быть абсолютно разным. Часто ее украшали орнаментом.

Кроме поневы, в качестве поясной одежды использовали различные юбки и фартуки. Юбки украшались продольными и/или поперечными полосами. А фартуки – кружевами, вышитыми узорами и складками. Безрукавка, которую называли гарсетом, украшалась кружевами, вышивкой и аппликацией. Гарсет представлял собой ситцевую или бархатную рубаху, которая застегивалась на пуговицы, крючки или шнуровку. Он входил в праздничный белорусский костюм.

Женский зимний образ дополнялся шерстяными свитками, а также кожухами белого или красного цвета. Наиболее популярной зимней одеждой был кожух из овчины. В Белоруссии он был с прямыми спинкой и полами, а также большим отложным воротом. Рукава и нижняя часть дополнительно обшивались шерстью снаружи.

Мужские головные уборы

Самыми распространенными видами мужского головного убора были: соломенный брыль, шерстяная магерка и меховая аблавуха.

Брыль – соломенная шляпа с широкими краями. Ее ширина достигала 10 см. Высота шляпы также была порядка 10 см. Вокруг тульи в некоторых регионах обвязывали тесьму с различными узорами. Она плелась их конских волос или плотных ниток. Во второй половине девятнадцатого века появился еще один летний белорусский головной убор для мужчин – картуз из сукна с лакированным козырьком и цветным околышем.

Зимой белорусский мужчина носил шапку-ушанку, которая шилась из заячьего, лисьего меха или овчины и покрывалась сверху темным сукном. Снизу к шапке пришивались четыре «уха». Переднее и заднее связывались на макушке, а боковые защищали от холода уши и подвязывались под подбородком. Также зимой носили магерку – шапку, сделанную из серой или коричневой валяной шерсти.

Узор на флаге

Орнамент белорусского флага означает народное единство, культуру и духовное богатство. Связь с предками и дань традициям. Узор на белорусском флаге традиционно красный, геометрический. Он больше похож на орнамент, который изображают на сорочках и рубахах. Но орнамент не просто взят с неба, он изображен в 1917 году крестьянкой Матреной Макаревич и имеет название «Восходящее солнце».

Размещение на флаге орнамента дает возможность быстро идентифицировать флаг, а также несет посыл единения с предками и уважение собственной культуры. Также в нем содержится некое пожелание благополучия и процветания. Такие узоры всегда считались оберегами. Может, и этот узор незримо хранит белорусскую землю.

Белорусский орнамент на флаге Белоруссии заменяли. Изначально он был белым на красном поле. Это наверняка следствие советского прошлого. Но после распада СССР цвета на орнаменте были восстановлены правильно. Так, как мы видим их сейчас. Красный орнамент на белом поле.

Еще один интересный факт заключается в вышитой белорусским орнаментом одежде. Некоторые верят, что при ношении одежды, на которой изображены нужные тебе символы, можно повлиять на судьбу. Это не лишено смысла. Ведь люди верят, что некоторые изображения, те же руны, способны влиять на жизнь. В той же степени рассматривается и орнамент, как некогда его назвали «шифр народа». Если символы, которые вышиваются, несут в себе значение здоровья и благополучия, то, возможно, имея их на одежде, можно стать немного здоровее.

Еще мастера белорусского орнамента утверждают, что, вышивая его, успокаиваешься, мысли приходят в порядок и на душе становится светлее. Это своего рода медитация. Только в итоге из-под рук мастера выходит шедевр. Ну, и польза для психического и физического здоровья несомненна.

Фурнитура и аксессуары

Белорусская дизайнерская одежда украшена, как правило, европейской фурнитурой. Это создает впечатление дороговизны наряда, его сложно отличить от продукции ведущих модных брендов. Пластиковые и металлические пуговицы, молнии, пряжки, крючки традиционно используются для скрепления деталей и в качестве застежек. Сегодня тщательно выделанные аксессуары выполняют декоративную функцию. С их помощью создается законченный образ.

В качестве украшений особой популярностью пользуются броши. Это раньше такой аксессуар носили пожилые женщины, тоскующие о моде прошедших лет. Сегодня броши используют передовые модницы, их носят на груди, бретелях, поясах, головных уборах, шарфах. Прелестным украшением для платьев и нарядных костюмов станут броши из ткани – атласа, бархата, кружева. Их декорируют бисером, бусинами, камнями. На трикотажных изделиях можно встретить кожаные, вязаные, шерстяные броши, отделанные камнями, пуговицами.

Сегодня даже говорят о белорусском стиле одежды, который перекликается с этно и бохо. В давние времена мастерицы страны применяли ручные способы декорирования – вышивку, отделку лентами, тесьмой, позументом. Дизайнеры постарались сохранить традиции, поэтому используют эти элементы в одежде. Основной цвет белорусского стиля – это белый. Яркие сочные цвета – красный, синий, зеленый особенно выигрышно смотрятся на светлом фоне и напоминают оттенки полей и лесов Беларуси.

Символы белорусского орнамента

Орнамент — это не просто красивые рисунки, которые украшают вышивку. К каждому символу есть свое обозначение, которое отражает его суть. Несет в себе смысловую нагрузку. Большое дерево символизирует бессмертие и вечность. Символ, напоминающий масленицу, называется Житняя Баба, и он несет в себе плодородие. Ромб в ромбе — пробуждение природы весной. Есть символ матери и девушки березы. Символ, который защищает детей. Символ для крепкой семьи (такие вышивали на свадебных рушниках).

А для любви в белорусском орнаменте есть не один символ, а целых четыре. Символ зарождающейся любви, любви в расцвете, любви без взаимности и памяти о любви. Очень приятно, что такую тему, как любовь, в этом искусстве не обошли стороной.

Литература

  • Беларускі народны касцюм / Л. І. Маленка; . — Мн.: Ураджай, 2001. (белор.)
  • Бялявiна, В. М., Ракава, Л. В. Жаночы касцюм на Беларусi — Мн.: Беларусь, 2007. (белор.)
  • Бялявiна, В. М., Ракава, Л. В. Мужчынскi касцюм на Беларусi. — Мн.: Беларусь, 2007. (белор.)
  • Дучыц Л. У. Касцюм жыхароў Беларусі X—XIII стст.: паводле археалагічных звестак / Л. У. Дучыц. — Мінск: Беларуская навука, 2005. — 80 с. (белор.)
  • Кацар, М. С. Беларускі арнамент : Ткацтва. Вышыўка / М. С. Кацар. — Мінск : Беларуская Энцыклапедыя імя Петруся Броўкі, 1996. — 208 с. (белор.)
  • Курилович, А. Н. Белорусское народное ткачество / А. Н. Курилович. — Минск : Наука и техника, 1981. — 119 с.
  • Маленко, Л. И. Белорусский костюм XIX—XX вв. — Мн.: Белорусская наука, 2005.
  • Маслова, Г. С. Народная одежда русских, украинцев, белорусов в XIX нач. XX вв. // Восточно-славянский этнографический сборник. — М., 1956.
  • Раманюк, М. Ф. Нагавіцы // Этнаграфія Беларусі: Энцыклапедыя / Рэдкалегія: І. П. Шамякін (гал. рэд.) і інш. — Мн.: БелСЭ, 1989. — 575 с.: іл. ISBN 5-85700-014-9. (белор.)
  • Романюк, М. Ф. Белорусская народная одежда / М. Ф. Романюк. — Минск : Беларусь, 1981. — 473 с.: илл.
  • Фадзеева В. Беларуская народная вышыўка. — Мн., 1991. (белор.)

Описание орнамента

Традиционный белорусский орнамент выглядит геометрическим. На первый взгляд, это очень сложное переплетение разного рода геометрических фигур. В нем можно более всего выделить прямые и зигзагообразные линии. Разной формы большие и маленькие кресты, треугольники, квадраты, прямоугольники, звезды. Одним из самых важных изображений в белорусском орнаменте является ромб. Он считается символом большого солнца, Земли-кормилицы, а также дождя и урожая. Используется изображение не только ромба, но и разных его частей.

Позже всего появились изображения людей, птиц, зверей. Птиц обозначали как символ весеннего тепла и света. В народных мифах и поверьях они приносили весну на своих крыльях. Для большей сказочности их изображали в очень пышном оперении, а на головах вышивали крестики, имитировавшие символы огня и солнца.

Самыми последними начали изображать людей, а именно женские фигуры. Но они были самым важным элементом в вышивке белорусского орнамента. Вышивали фигуры Масленицы, русалки, Матери-Земли, Лады, Купалинки. Эти мифические фигуры несли определенный смысл, а именно плодородие и продолжение жизни на земле, и были почти священны.

Оцените статью
Шутник-реалист
Добавить комментарий