История возникновения боевой раскраски
Известно, что боевую раскраску использовали ещё древние кельты, которые применяли для этого синий индиго, получаемый из вайды красильной. Кельты наносили полученный раствор на голое тело или раскрашивали его оголённые части. Хотя нельзя с полной уверенностью говорить, что кельты были первыми, кто придумал наносить боевую раскраску на лицо — вайда использовалась ещё в эпоху неолита.
Новозеландские маори наносили перманентные симметричные узоры на кожу лица и тела, которые назывались «та-моко». Такая татуировка была крайне важна в маорийской культуре; по «та-моко» можно было прочитать социальный статус человека, но, кроме того, это была попытка сделать «перманентный камуфляж» и одновременно создать прообраз военной формы. В 1642 году Абель Тасман впервые достиг берегов Новой Зеландии и встретился лицом к лицу с местными жителями. В дневниках, сохранившихся с того времени, нет ни слова о том, что ему встречались люди с татуировками на лицах. А экспедиция 1769 года, в составе которой был натуралист Джозеф Бэнкс, засвидетельствовала в своих наблюдения странные и необычные татуировки на лицах местных аборигенов. То есть прошло ещё как минимум сто лет, прежде чем маори стали использовать татуировки.
вайда красильная
Североамериканские индейцы использовали краски для нанесения узоров на кожу, которые помогали им, как и в случае с маори, для персонификации. Индейцы верили, что узоры помогут им получить магическую защиту в бою, и цветные паттерны на лицах бойцов помогали выглядеть более свирепыми и опасными
Кроме раскраски собственного тела индейцы наносили узоры на своих коней; считалось, что определённый паттерн на теле лошади защитит её и даст ей магические способности. Некоторые символы означали, что воин выражает уважение к богам или благословлён на победу. Эти знания передавались из поколения в поколение, пока культура не была уничтожена во время захватнических войн.
Подобно тому, как современные солдаты получают награды за свои достижения в военном деле, индеец имел право нанести определённый узор только после того, как он отличился в бою. Поэтому каждая отметка и символ на теле несли важный смысл. Ладонь, например, обозначала, что индеец отличился в рукопашном бою и имеет хорошие навыки ведения боя. Кроме того, отпечаток ладони мог служить оберегом, символизирующим, что индеец будет невидимым на поле боя. В свою очередь, женщина из племени, которая видела индейца-воина с отпечатком руки, понимала, что с таким мужчиной ей ничто не угрожает. Символизм узоров выходил далеко за рамки только ритуальных действий и социальных маркировок, он был необходим как амулет, как телесное плацебо, которое вселяет силу и отвагу в воина.
Важны были не только графические маркеры, но и цветовая основа каждого символа. Символы, нанесённые красной краской, обозначали кровь, силу, энергию и успех в бою, но также могли иметь совсем мирные коннотации — красоту и счастье, — если подобными цветами раскрашивали лица.
Как возникла боевая раскраска?
Боевую раскраску люди научились наносить довольно давно. Известно, что древние кельты использовали для этого краску индиго. Ее наносили на голое тело или на его открытые части. Впрочем, это было явно не их изобретение. Листья вайды красильной еще во времена неолита использовались для окраски.
В Новой Зеландии воины маори тоже наносили на свое тело на постоянной основе симметричные узоры. Эта татуировка называлась «та-моко», она позволяла как подчеркнуть социальный статус, так и являлась своеобразной военной формой. Но появилось такое явление не так и давно, если Абель Тасман в XVII веке ничего о татуировках не писал, то натуралист Джозеф Бэнкс в 1769 году уже встретил маори с узорами на лицах.
У индейцев Северной Америки узоры из краски на коже помогали обрести уверенность в своих силах – воины верили, что так они получают дополнительную волшебную защиту, а цветные полосы на лицах придавали более устрашающий и опасный вид. Узоры наносились даже на коней, с той же целью. Некоторые символы несли конкретный смысл: уважение к богам, благословение на победу. Но с упадком индейской культуры знания о раскраске тоже утерялись и утратили смысл.
Подобно наградам современных солдат индейцы тоже получали право нанести тот или иной узор после отличия в битве. Так, отпечаток ладони говорил об отличных навыках в рукопашном бою, кроме того это считалось оберегом, повышающим невидимость. Был смысл и в цветовой основе. Красная краска подчеркивала силу, энергию, победу, а вот черный цвет означал готовность к войне. Так помечали воинов, вернувшихся с поля боя. Белый цвет означал скорбь или мир, голубой – духовность, мудрость, выносливость, а зеленый означал гармонию и предвидение. Со временем индейцы стали окрашивать тела еще и в качестве камуфляжа.
Была традиция раскраски лиц и в Древнем Риме – по возвращении с войны воины раскрашивали лица красным, подражая богу Марсу.
Сегодня боевая раскраска используется на лицах исключительно с практической точки зрения. Военные тщательно наносят черную краску на щеки и под глаза, чтобы уменьшить солнечные блики от поверхности кожи, не защищенной тканью. Так можно повысить скрытность.
Для чего военные вымазывают лицо краской?
Раскраска учитывает правила, по которым работает наш мозг. Для формирования смысла из объемного потока информации он разбивается на составные части. Вертикальную линию с зелеными пятнами мозг интерпретирует, как дерево, множество деревьев – это лес. Для сознания самостоятельный объект – это то, что обладает непрерывным цветом. Так что однотонный костюм повышает риски быть замеченным. В джунглях пятнистый камуфляж будет восприниматься частью местности, которая и так напичкана мелкими деталями.
А вот открытые участки кожи отражают свет и сразу же привлекают к себе внимание. Неслучайно бойцы перед началом боевых действий раскрашивают лица, помогая друг другу
В теории темный цвет наносится на блестящие части: лоб, нос, уши, подбородок и скулы, а на затемненные части лица – светло-зеленый: области вокруг глаз, под носом, под подбородком. Раскраску наносят и на открытые части тела: шею, кисти рук.
Но двухцветную камуфляжную раскраску чаще всего наносят произвольным образом, руки же маскируются, если они являются частью общения и передачи невербальных сигналов. Обычно задействуется три типа краски: глиняный цвет или светло-зеленый для мест с недостатком растительности или же глиняно-белый для заснеженной местности.
участок
В предварительный кредит последовательность фильма начинается с Бюро по делам индейцев Комиссар Кирби и последний выживший из его кавалерийского эскорта США застрелен и скальпирован Тасликом (Кейт Ларсен ) и его скво Ванима (Джоан Тейлор ).
Собственно фильм начинается с лейтенанта Биллингса (Роберт Стек ) ведя его патруль, который сопровождал капрал Гамильтон (Чарльз Нольте ), а картограф кто делал карты местности. На обратном пути в форт их встречает посыльный, который приказывает им встретиться с комиссаром Кирби (Ричард Х. Каттинг) и его группой в торговая точка чтобы доставить недавно подписанный индийский договор из Вашингтона вождю местного племени. Гонец передает договор лейтенанту, который приказывает ему присоединиться к своему патрулю. У патруля, не знающего о судьбе Кирби и его отряда, есть девять дней, чтобы передать договор шефу, чтобы не началось новое восстание.
На торговом посту стоит Таслик, который предлагает возглавить патруль. Таслик носит боевую раскраску, которая, как он объясняет, связана с убийством членов соперничающего племени, вторгшихся на землю его племени.
Неизвестные патрулю, Таслик и Ванима, которые следят за патрулем, категорически против мирного договора. Двое незаметно саботируют припасы патруля на каждом шагу. По пути патруль обнаруживает останки эскорта комиссара Кирби.
Патруль, наконец, узнает Таслика, когда они обнаруживают, что он вел их по гигантскому кругу в поисках воды. Когда время быстро исчезает, лейтенант Биллингс собирает всю оставшуюся воду быстро убывающего патруля, чтобы наполнить одну бутылку с водой. Это дается одному из солдат, который должен идти по суше в индийскую деревню, в то время как остальные солдаты сохраняют свои силы, путешествуя только ночью. Ванима устраивает засаду на солдата и убивает его, но сама получает ранение и теряет сознание.
Ночью патруль обнаруживает, что произошло, но Биллингс отказывается убить Ваниму. Это вызывает недовольство патруля, который потерял других членов из-за отравленной воды и самоубийства. Ванима соглашается вести патруль к воде, но ведет их к заброшенному золотому руднику, вызывая дальнейшее недовольство. После непродолжительной борьбы между солдатами, Ванимой и Биллингсом, Ванима возмущается, что ведет их к воде. С обновленной силой и знанием золота некоторые оставшиеся солдаты замышляют собрать золото и бежать. Когда обнаруживается перестрелка, в конечном итоге выживают только Биллингс и Ванима, которые, наконец, прибывают в деревню, чтобы передать договор.
Современная защитная краска
Профессионалы не мажут лица грязью – существуют специальные защитные краски. Они должны просто наноситься на кожу и быть стойкими в условиях окружающей среды, в том числе противостоять поту, а также соответствовать стилю обмундирования. Раскраска не должна снижать чувствительность кожи, раздражать ее, иметь запах и не наносить вреда при случайном попадании в рот или в глаза.
Существует даже прототип краски, которая защищает кожу от тепловой волны взрыва. Поток воздуха хоть и идет пару секунд, но его температура достигает 600 градусов, чего вполне достаточно для причинения серьезного ожога. Новые краски могут защищать кожу от термических повреждений на протяжении до 15 секунд после взрыва.
Раскраски используются не только военными. Есть варианты узоров для лучшего отражения инфракрасных лучей и защиты от насекомых. Если раньше сперва наносился защитный слой крема от укусов насекомых, а поверх него – раскраска, то сейчас имеются универсальные решения «2 в 1».
И если изначально человек пытался обмануть зрение другого человека, то теперь все чаще для выявления объектов и лиц используются камеры и автоматизированные системы. В военных институтах разрабатывается система распознавания лиц CV (Computer Vision), а гражданская версия проекта называется Cv Dazzle. В ней задействуется военно-морской камуфляж еще времен Первой Мировой войны, Dazzle. Он подразумевает нанесение на кожу черных и белых линий, что мешает компьютерным системам точно идентифицировать лица. Так можно защититься уже не от врага в бою, а от городских камер, которых становится все больше и больше.
Боевая раскраска
Для придания себе смелости и для устрашения врагов чукчи наносили на лица боевую раскраску. Она не только придавала воинам жуткий вид, но и служила оберегом. Нефедкин писал, что они «чернили» лица графитом или раскрашивали его охрой, «чтобы не было видно страха».
После боя чукчи мазали лица кровью врагов и наносили на тела татуировки – по количеству убитых. Рисунки делали на руках и над бровями – в виде схематических человечков. В старину после убийства врага накалывали точку на внутренней стороне правого запястья.
После боя чукчи приносили духам жертву и совершали обряды над головами убитых врагов. Иногда голову врага хранили как защитный амулет, отпугивающий других врагов. Тело врага могли разрезать на части, высушить и тоже использовать как амулет.
Надеялись на шаманов и на заклинания
Чтобы победить, чукчи прибегали к помощи шаманов, которые в обязательном порядке участвовали в походах.
Если отряд сбивался с пути, шаман своими магическими заклинаниями отыскивал правильную дорогу. Шаман «наводил» на местность туман, чтобы чукчи могли под его покровом бесшумно подобраться к врагу как можно ближе. Или «наводил» на море шторм, чтобы остановить преследователей после неудачного боя или «наводил» на тундру бурю, чтобы преследователи потеряли своих оленей и не могли преследовать побежденных.
Как писал в книге «Чукчи» этнограф Владимир Германович Богораз, перед боем чукчи пели особые заклинания, в которых в определенной последовательности описывались необходимые действия во время боя. Таким образом воины заранее «проживали» то, что их ждало в бою, и страх пропадал.
Прибегали и к «услугам» черной магии: наводили на врагов порчу и болезни. Если кто-то во время похода внезапно умирал, виновником смерти считали врага.
Плясали и приносили жертву
Береговые чукчи перед боем исполняли военный танец. Они собирались на возвышенностях, запевали хором боевую песню, рассказывающую о воинских подвигах предков, и по очереди плясали и скакали под монотонные удары в бубен. Движения их были ритмичными и отработанными, а звук бубна погружал воина в транс. Обряд использовали, чтобы исключить волнение перед боем и обрести бесстрашие. Иногда плясал только старейшина, а остальные пели, настраивая себя на сражение.
Перед битвой приносили в жертву наиболее ценных животных – оленей или собак. Так же поступали и в том случае, когда вступали на чужую землю. Жертвоприношение должно было задобрить злых духов – келэ, которых боялись гораздо больше врагов. Местом обитание келэ считали землю и поэтому ее щедро поливали жертвенной кровью.
Даже начало боевых действий часто зависело от исхода жертвоприношения. Враждующие стороны вставали друг против друга, каждая из сторон приносила в жертву оленя, Если одно из животных падало головой в сторону врага, его владельцы начинали бой первыми.