- Использование тактильных упражнений
- Сказки и шарады с буквой Н
- Книги для изучения алфавита с ребенком 5-6 лет
- Развивающие задания
- Развиваем речь ребенка — упражнения и тренажеры
- Как учат алфавит в 1 классе
- Тексты для детей 6-7 лет
- Общие рекомендации
- Учим алфавит ТОП- 5 звуковых плакатов
- Как часто работать со слоговыми таблицами?
- НА ЧТО ПОХОЖИ БУКВЫ
- Что такое слоговые таблицы и как с ними работать?
- Слоговые таблицы – это столбцы различных слогов:
- Частые ошибки
- Возрастные особенности дошкольников
- Знакомство с буквой Н
- Использование визуального канала с помощью зрения
- Использование тактильных упражнений с помощью ощущений
- Использование звукового канала
- Алфавит для детей — ТОП 5 игр
- Как ускорить процесс улучшения навыков чтения?
- Вместе с тренингом в подарок вы получите 20 слоговых таблиц для отработки навыков чтения.
- Использование визуального канала
- Как учить гласные буквы и звуки
Использование тактильных упражнений
Тактильные ощущения ребенка также нужно подключать при усвоении буквы н. Ведь эти упражнения активизируют работу головного мозга маленького человека.
- Нарисовать на ладошке малыша символ, попросить ребенка с закрытыми глазами произнести его название — «эн».
- Изобразить «Н» с помощью ладошек, расположенных параллельно друг другу, и большого пальца, поставленного перпендикулярно.
- Нарисовать символ на листе белой бумаги пальчиком, обмакнутым в акварельную краску или гуашь.
- Слепить букву из пластилина или соленого теста, украсить получившуюся фигурку.
- Нарисовать букву Н пальчиком крохи по крупе, рассыпанной тонким слоем на горизонтальной поверхности.
Сказки и шарады с буквой Н
Для закрепления материала подходит сказка Ириса Ревю:
«Жила-была буква Н. Настойчивая, настырная, напористая. Ах! Как она любила говорить своим подружкам-буквам слово «нет»! На все у нее был готов ответ. Нарисовать нарциссы? Нет! Нарядиться? Нет! Нарвать нектаринов? Снова нет! Букве Н нравилось говорить «нет» и ничего при этом не делать. Какая неуживчивая буква! Перестали буквы к ней обращаться. Кому хочется в ответ все время слышать «нет»?
Поначалу буква Н чувствовала себя необыкновенно! Никто ее ни о чем не просил, ничего не требовал, ни с чем не обращался! Но как быстро ей это надоело! Она захотела быть нужной! И буква Н начала стараться. Она научилась прислушиваться к тому, что произносят другие буквы. Слово «нет» она произносила лишь изредка. И стала совсем другой! Нужной! Нежной! Находчивой! Так буква Н превратилась из недовольной буквы в ту, которая всем нравится! А одна маленькая буква из Алфавита сказала, что буква Н хорошая, потому что она — самая новогодняя на свете!»
Шарады:
Шарада Буквы Н
С «Н» — он детям ночью снится, С «К» — в жару дает напиться. (сон — сок) С «Р» — вас сыпью награждает, С «Н» — на скачках побеждает. (корь — конь) Я не пройду в ветвистый лес, Мои рога в ветвях застрянут, Но обменяю Л на С — И листья леса все завянут. (олень-осень)
Книги для изучения алфавита с ребенком 5-6 лет
Информация, поданная в стихах, всегда запоминается легче и быстрее. Многие авторы – советские и современные – предлагают стихотворения об алфавите.
«Азбука игрушек», автор Владимир Степанов. Русский детский поэт и прозаик, написал более 150 тысяч книг.
«Азбука деда Мороза», автор Андрей Усачев. Известный автор детских книг, сценарист, радиоведущий. Помните мультфильм про умную собачку Соню – этого замечательного персонажа также придумал Андрей Усачев.
«Азбука фантазеров», «Мохнатая азбука» автор Борис Заходер. Советский писатель, переводчик, сценарист. На протяжении всей своей творческой деятельности популяризовал детскую классическую литературу.
«Про все на свете», «Живые буквы», «Автобус №26», автор Самуил Маршак. Известный советский писатель, драматург, переводчик, сценарист. Он создавал произведения, доступные детям, образные, яркие и познавательные.
«Живая азбука», автор Саша Черный. Почти полтора столетия малыши с удовольствием учат алфавит по этой замечательной книге. Строчки произведения быстро запоминаются благодаря легким рифмам, а дополняют текст картинки с русским алфавитом, которые можно распечатать и раскрасить вместе с ребенком.
«Азбука в загадках», автор Инна Гамазкова. Отличный способ выучить алфавит предложила популярная советская писательница и драматург
Загадки развивают память, внимание, логическое и образное мышление.
Развивающие задания
- Обвести в кружочек предметы, которые начинаются с буквы «Н».
- Раскрасить большую и маленькую буквы ”Н” в синий цвет. Написать маленькую букву “н” в кружке под каждой картинкой и обвести первую букву “н”. Обсудить, кто изображён на картинках?
- На какую букву начинаются все эти слова?
- Раскрасить картинки, узнать, кто на ней изображен, вставить букву “Н” в слове ”Незнайка”. Учимся писать букву “Н”- нужно обвести буквы и разноцветными карандашами, а потом найти носкам пары и соединить их линиями между собой.
- На какую букву начинается слово ”носок”.
- Учимся писать прописные большие и маленькие буквы “Н” — обводим пунктирные линии.
- Ищем пять букв «Н» там, где представлены картинки, и раскрашиваем их в синий цвет. (Игра в буквы на внимательность).
- Помочь Нюше из мультфильма “Смешарики” собрать все буквы ”Н,” обвести аккуратно пунктирные линии, вставить букву “Н” в слове ”Нюша”.
Развиваем речь ребенка — упражнения и тренажеры
Зачастую ребенок неправильно произносит звуки, потому что у него слабо развиты мышцы речевого аппарата. Логопеды предлагают упражнения, направленные на укрепление этой группы мышц. Начинать выполнять их нужно с 3-4 лет, чтобы к 6-7 годам никаких пробоем с речью у малыша не было.
- Упражнения на укрепление мышц языка, помогают выговаривать буквы «ц», «ч», «т», «р», «ш», «ж».
- «Жало» — максимально напрячь язык, высунуть и находиться в таком положении как можно дольше.
- «Лопаточка» — язык положить на нижнюю губу.
- «Чаша» — открыть рот, высунуть язык, не коснуться зубов, засунуть обратно.
- «Маятник» — открыть рот, высунуть язык, напрячь, и водить вправо и влево.
- «Лошадь», «индюк» — малыш должен имитировать цоканье копыт, а также крик индюка (бл-бл-бл).
- Упражнения на укрепление корня языка, помогают правильно произносить звуки «г», «к», «х».
- легкое покашливание;
- имитация звуков при полоскании горла;
- произношение гласных «а», «и», «э», но резко, отрывисто.
- Правильное смыкание губ, помогает произносить звуки «б», «м», «п».
- Сжать карандаш в губах, описать им круг в воздухе.
- Сжать губами фасоль или семечку, а потом резко выплюнуть.
- Показать, как фыркает лошадь.
- Имитация звуков барабана – бум, бам.
- Тренировка щечек.
- По очереди надувать щечки.
- Надуть щечки и имитировать пережевывание пищи.
- Перекатывать воздух из одной щечки в другую.
Мелкая моторика помогает в развитии речи. Регулярно массируйте ладошки ребенка. Можно использовать для этого мягкие щетки, шарики, проговаривать прибаутки. Отлично развивают мелкую моторику аппликации, нанизывание бус, лепки из пластилина или соленого теста.
Как учат алфавит в 1 классе
Буквы малыши начинают учить еще в детском саду, поэтому в первом классе идет закрепление материала. Буквы учат не так, как они расположены в алфавите, а с учетом фонетической особенности букв и звуков.
- Начинают уроки с изучения гласных: А, У, О, Э, И, Ы.
- Следующая тема посвящена сонорным согласным – М, Л, Р, Н, а также букве Й.
- Затем изучают согласные буквы, которые образуют пары – твердые-мягкие, звонкие-глухие: Г-К, Д-Т, Б-П, З-С, В-Ф.
- После учат гласные, звучащие после мягкого знака, и состоящие из двух букв: Е, Ё, Ю, Я и мягкий знак.
- Наступает черед шипящих согласных: Х, Ч, Щ, Ц и разделительного твердого знака.
Единой методики по изучению букв в 1 классе нет. Последовательность меняется в зависимости от программы, по которой обучается класс, а также методики, утвержденной в школе. Есть учителя, разработавшие авторскую методику. Стандартный порядок изучения букв такой:
- Гласные, звучащие однозначно;
- Простые согласные;
- Парные согласные;
- Сложные буквы.
Теперь вы знаете, как подготовить ребенка к школе максимально комфортно и для малыша и для себя. Главное правило – обучение должно проходить в игровой форме. Используйте разные методики, наглядный материал, интерактивные плакаты, игры. Ваша задача — не требовать от ребенка, а заинтересовать его, мотивировать к дальнейшему обучению. Обязательно придерживайтесь советов психологов, логопедов и пусть у вашего ребенка будет увлекательное, счастливое детство.
Мне нравитсяНе нравится
Тексты для детей 6-7 лет
Если готовите тексты для чтения для детей 6-7 лет, то распечатывать можно целые абзацы. Для работы выбирайте отрывки из сказок, небольшие рассказы. С большими произведениями можно работать 2-3 урока. Не забывайте о небольших рассказах из азбуки или букваря.
Общие рекомендации
- Прорабатывайте предложения по цепочке, старайтесь задействовать каждого ученика.
- После первого прочтения небольшого отрывка обсудите содержание. При обнаружении непониманий информации, прочитайте отрывок еще раз.
- Если читаем по слогам в индивидуальном порядке, разные тексты для чтения детям 7 лет нужно распечатывать на отдельных листах.
Тексты с хвостами:
Учим алфавит ТОП- 5 звуковых плакатов
Мы подготовили для вас обзор самых интересных и увлекательных плакатов с азбукой. Выбирайте плакат, где голос произносит букву и звук
Важно, чтобы ребенок понимал разницу между ними. Будьте терпеливы, во всем поддерживайте ребенка, помогайте ему
Говорящая азбука Знаток. В данном плакате есть буквы, стихотворения, песенки, озвучивание четкое, понятное.
Азбука детской безопасности. Знаток. Плакат обучает полезным и нужным в жизни вещам – вежливости, правильному поведению и, конечно, азбуке. Есть функция проверки знаний и музыкальное сопровождение.
Азбукварик. Ферма и зоопарк. Тут малыш найдет сказки, буквы, цифры, геометрические фигуры, названия животных. Плакат яркий, увлекательный, звук четкий и громкий.
Плакат Пушкин и Россия. Азбукварик. На полотне изображены персонажи произведений Александра Сергеевича Пушкина, они читают стихи, использована профессиональная озвучка. Кнопки отлично реагируют на нажатие, есть функция автоотключения.
Плакат безопасность. Азбукварик. – плакат знакомит детей не только с буквами и звуками, но также с правилами дорожного движения. Очень красочный, полезный и прочный.
Как часто работать со слоговыми таблицами?
Лучше каждый день. Хотя бы по полчаса. Регулярные ежедневные занятия дадут вам больший результат, чем многочасовые раз в неделю.
Расскажу вам как я оформляю слоговые таблицы при работе в 1 классе. Данный вариант очень удобен не только для распечатывания, но и для использования. Что для этого нужно:
- Взять самый обычный небольшой фотоальбом.
- Распечатать слоговые таблицы.
- Разрезать на 4 части и вставить в фотоальбом.
- Начать работать по получившейся симпатичной книжечке.
Мы еще с ребятами вставляем в этот же альбом, для удобства пользования, скороговорки.
Детям очень нравится такой вариант. Они с удовольствием читают и на занятии, и после занятия. Просто так, для себя.
НА ЧТО ПОХОЖИ БУКВЫ
БУКВЫ ВОКРУГ НАС
Посмотри по сторонам — Буквы тут и буквы там. Раз-два-три-четыре-пять! Мы выходим их искать.
А Буква «А» идет пешком, Затянулась ремешком.
Б
А в больнице буква «Бэ» Всех катает на себе. Если кто ходить не может — Буква «Бэ» ему поможет.
В
Проплывает буква «Вэ» По волнам, по синеве. Не догнать ее — умчалась — Ни дельфину, ни киту. Может быть, она встречалась Вам в каком-нибудь порту?
Г
Кран подъемный — буква «Гэ» — На одной стоит ноге И одной своей рукою Поднимает вверх такое, Что другому не поднять — Стенку весом тонн на пять.
Д
Буква «Дэ» на курьих ножках. Чья избушка? Чья сторожка? Это домик деда Пети. Заходите в гости, дети!
Е
Так похожа «Е» на вилы, Что однажды буква «Е» Сена воз сама сгрузила И сложила в стороне.
Ж
Знают все наверняка — «Ж» похожа на жука.
З
К нам однажды на козе Прискакала буква «Зэ». Буква «Зэ» козу кормила, Буква «Зэ» козу поила, Вымя вымыла водой. У козы большой удой. Баночка готова Молока парного.
И
Дрессировщик с буквой «И» В цирке на арене. Эта буква, посмотри, Встала на колени. Долго-долго хлопал зал. И под шум оваций Дрессировщик приказал: — Надо подниматься! «И» сказала: — Иго-го! Хлопать мне не надо. Не хочу я ничего, Кроме рафинада.
Й
Встало «И» под фонарем, Мы его не узнаём. Изменилось — посмотри На него украдкою. Раньше было просто «И», А теперь «И краткое».
К
Буква «К» читает книжку Про котенка и про мышку, Про козу и про козлят И про всех зверей подряд.
Л
Прислонилась к ели ель — Получилась буква «эль».
М
Если станут две палатки В поле рядышком совсем, Запиши в своей тетрадке: Эта буква — буква «Эм».
Н
Буква «эН», тебя я знаю. Буква крепкая, стальная. У тебя огромный рост И не буква ты, а мост. По тебе бегут машины, Под тобой бежит река С пароходами большими. Над тобою — облака.
О
Бублик — это буква «О» — Вы запомните легко.
П
Прямо с нашим домом рядом Буква «Пэ» — большой турник. Я пока с таким снарядом Управляться не привык. Вот немного подрасту — Заберусь на букву ту.
Р
«эР» — турист, идет в поход, За спиной рюкзак несет.
С
Ночью гляньте в небо сами — «эС» Луной висит над вами. Делим бублик пополам — Будет «эС» и мне, и вам.
Т
«Тэ» и в дождик и в жару Укрывает детвору.
У
«У» похожа на рогатку — Лишь резиночку приладь! Но, пожалуйста, ребятки, Просьба в птичек не стрелять!
Ф
Федя в доме не обуза. Федя — повар, Федя — шеф. Взял под мышки два арбуза — Получилась буква «эФ».
Х
«Ха» на ножницы похожа, «Ха» бумагу резать может, Может выкроить штаны, Сарафан для дома. С этой буквой мы дружны, Нам она знакома.
Ц
Буква «Пэ» пустилась в пляс И плясала целый час. Буква «Пэ» домой вернулась, Раз-два-три! Перевернулась, Прыг да скок на табурет. Где она? Была и нет! Превратилась в букву «Цэ» С ножкой маленькой в конце.
Ч
Стул поставлен вверх ногами — Получилась буква «Че». «Че» совсем как наша мама С младшим братом на плече.
Ш
Встали три карандаша На линейку — это «Ша».
Щ
Буквы разные ища, Не забудь про букву «Ща». Три трубы и краник сбоку — Наливай стаканчик сока! Буква «Ща» на день рожденья Всем готовит угощенье.
Ь
Это всем давно известно — Мягкий знак похож на кресло. В нём Алёнушка сидит, Учит с мамой алфавит.
Ы
Стал торшер напротив кресла. Что же вышло, интересно? Нарисуй и запиши — Получилась буква «Ы».
Ъ
Это кто по водной глади Там плывет, на нас не глядя? Проплывает с криком «кряк»? Неужели «Твердый знак»? Был он раньше в алфавите, Эй, быстрей его ловите! Твердый знак, давай играть! Возвращайся к нам в тетрадь!
Ё и Э
Буква «Ё» идет по пляжу, Буква «Э» навстречу ей. Языки друг другу кажут — Нет занятия глупей. «Ё» всегда глядит вперед, «Э» — совсем наоборот, «Э» спиною пятится Будто каракатица.
Ю
Если бублик вы не съели, Если он ещё при вас, То в одном хорошем деле Пригодится он сейчас. Поиграем с ним немножко. Сбоку — вилку, рядом — ложку. Запиши в тетрадь свою — Эта буква — буква «Ю».
Я
Буква Я, буква Я С виду очень важная — Толстый выпучит живот, Ногу выставит вперёд. Но узнал намедни я Что она последняя.
Рисунки — Яэль Пушкиной
Л. М. Сорока, 2017
Что такое слоговые таблицы и как с ними работать?
Слоговые таблицы – это столбцы различных слогов:
открытых (на, ло, су), закрытых (тел, сун, лок) и сочетание 4-5 букв (слит, клынс)
Все сочетания букв не несут смысловую нагрузку, поэтому всё внимание ребёнка сосредоточено именно на правильном прочтении. При работе со слоговыми таблицами учитывайте, что:
При работе со слоговыми таблицами учитывайте, что:
- Читать можно и по столбикам, и по строчкам или же вразбивку.
- Желательно добиться равномерного прочтения слогов. Для этого можно использовать метроном или самим отстукивать, комфортный для скорости чтения вашего ребёнка, ритм.
- От одной таблицы к другой переходим только тогда, когда отработана предыдущая.
Частые ошибки
Часто в речи малыши путают слоги с буквой «х», «г» и слоги с буквой «г», «к». Также путаница возникает, когда ребенок произносит слоги с буквой «д», «г» или слоги с буквой «к», «п». Эти согласные звуки очень похожи по звучанию. Составляя из них слова, постарайтесь проговаривать их максимально четко. На этапе обучения чтению можно скачать таблицы с похожими звуками, вырезать из них карточки и попробовать составить похожие по звучанию слова, сделав акцент на разнице в написании.
Изучая буквосочетания русского языка с детьми, постарайтесь их заинтересовать. Если у вас дома есть магнитная азбука, постарайтесь составить из букв некоторые слова. Их можно удобно прикрепить на планшете и затем читать. Пусть малыш составит свои словосочетания, а вы их прочитаете.
Словотворчество должно быть коллективной игрой: одному ребенку будет неинтересно. Учите малыша и учитесь вместе с ним!
Возрастные особенности дошкольников
Детсадовцы после 5 лет очень активные, подвижные, любознательные. Они стремительно взрослеют, умнеют, развиваются физически и психически
При подготовке к школе, обучению чтению по слогам родителям, педагогам стоит обратить внимание на следующие возрастные особенности малышей 4-7 лет:
Основная потребность детсадовцев — общение, игры. Дети задают много вопросов взрослым, себе, сверстникам. Учатся, играя.
Ведущая психическая функция — воображение, фантазия. Это помогает проявить творческий потенциал.
Эмоции, впечатления, положительный опыт важны для дальнейшего развития, желания продолжать деятельность
Детсадовцу 5-7 лет необходимы похвала, поддержка, отсутствие сравнения с другими детьми.
Активно развиваются познавательные процессы: внимание, память. Запомнить и проанализировать в 5-7 лет дошкольники могут большое количество информации
Но давать ее нужно дозировано, стараясь не перегрузить детский мозг на одном уроке.
Речь становится более развитой. В 5 лет малыш говорит сложными предложениями, может подобрать несколько синонимов к одному слову, знает много стихов, загадок, несколько сказок наизусть.
Детсадовец хочет познавать новое и учиться. Малыша подстегивает любопытство, его интересует все новое, неизвестное.
Знакомство с буквой Н
Для занятий понадобится картинка с изображением Н и носорога. Пригодятся счетные палочки, акварельная краска, пластилин, детские книги со стихами, загадками, шарадами. Закрепить материал помогут раскраски, цветные карандаши, бумага в клеточку.
Пластилин для занятий.
Использование визуального канала с помощью зрения
Запоминание новых знаков у детей независимо от возраста происходит в первую очередь через органы зрения. Использование визуального канала необходимо для создания у ребенка ассоциации картинки со звуком. Задействовать этот канал в полную силу помогут упражнения для запоминания нужного образа.
Для запоминания образа Н рекомендуется разучить стихотворение из детской книжки с цветным изображением животного. Легко запоминается детьми четверостишие Лидии Гржибовской из «Веселой азбуки»: Носорог кричит друзьям: «Букву Н принес я вам! Букву Н вам надо знать, Чтобы Новый год встречать!».
После усвоения образа с картинкой следует переходить к запоминанию одной буквы. Для этого взрослый показывает фигуру Н в алфавите без картинок или вместе с учеником выкладывает ее из подручных средств: счетных палочек, карандашей, конфет. Закреплять знание и одновременно развивать воображение следует на совместных прогулках несложным упражнением: выложить символ Н из камушков, веточек, проволочек.
Следующий этап обучения через визуальный канал — нахождение нужной фигуры в середине слова. На прогулках ребенка просят найти изображение Н на вывесках, сделанными большими и понятными шрифтами. Со временем упражнение усложняется вопросом, в какой части стоит нужный символ — в начале, середине или конце. Можно делать упражнение дома, используя газеты, журналы, рекламные проспекты.
Для закрепления образа следует совместно нарисовать фигуру Н на листе бумаги и вырезать ее. Далее взрослый разрезает букву посередине, вертикально или горизонтально на 2 части и предлагает ребенку сложить ее вновь.
Картинка из азбуки для запоминания буквы Н.
Использование тактильных упражнений с помощью ощущений
Тактильные ощущения играют важную роль в познании маленьким человеком окружающего мира. Упражнения с помощью ощущений развивают творческое начало ребенка. Для изучения азбуки применяются специальные игры — упражнения, усиливающие связь между ощущением и мозгом, помогающие усвоению нового материала.
Медленно нарисовать пальцем на ладошке ребенка нужный буквенный символ, попросить его закрыть глаза и произнести звук «н».
Из ладошек и отставленного большого пальца изобразить фигуру Н.
Увлекательным занятием станет рисование Н на бумаге пальцем с помощью гуаши или акварельной краски.
Из пластилина или теста слепить фигурку Н.
На рассыпанной по ровной поверхности крупе нарисовать пальцем Н.
Использование звукового канала
Слышать и различать в словах твердые и мягкие звуки, а затем складывать их в слоги дети учатся, используя этот канал восприятия. Упражнения по звуковому методу выполняются как самостоятельно, так и одновременно с визуальными или тактильными.
Учитель медленно произносит ряд слогов, содержащих и не содержащих Н: не, за, ня, ма, ну, со, ню, хе, ни, нэ. Задача ребенка: топнуть ногой, когда слышит твердый звук , хлопнуть в ладоши при мягком . Постепенно упражнение с этим же условием усложняется. Вместо слогов взрослый говорит ряд слов: Наташа, нитки, Николай, барабан, Надежда, клиника, санки, коньки.
Для ребят постарше дается задание запомнить как можно больше слов на звук или при прослушивании рассказа Георгия Юдина про Никиту. Это классический детский текст о том, как мальчик на Новый год стал себе делать из бумаги нос Буратино. Ничего у него не получилось. Никита придумал сделать рог на голове, как у носорога. Опять не справился. Обиделся на всех, решил, что лучше придет после Нового года и скажет, что был в костюме невидимки. Рассказ содержит много слов с «Н», поэтому считается подходящим для данного занятия.
Алфавит для детей — ТОП 5 игр
Вариаций игры «Алфавит» огромное количество. Суть – расставлять правильно буквы, находить предмет, который начинается на определенную букву, подбирать пару для буквы. Игры рассчитаны на детей старше 3 лет. Игровой процесс должен сопровождать и контролировать взрослый.
«Где ёж?»
- В коробке находится 75 букв алфавита на магнитах, есть и повторяющиеся буквы.
- Вы можете играть в пять разных игр или самостоятельно придумывать задания для малыша.
- Игры для самых маленьких: найти недостающие буквы в словах, собрать из перемешанных букв слово.
- Можно играть в мини-кроссворд: выстроить крест-накрест два слова. Букву, которая находится на пересечении, убрать. Ребенок должен догадаться, какой буквы не хватает.
Нескучная Азбука
В коробке карточки с буквами, внутри каждой буквы животное или предмет, название которого начинается с этой буквы. А еще каждая карточка окрашена в определенный цвет: зеленый – мягкие согласные, синий – твердые согласные, красный – гласные.
Деревянная азбука
Игры представлены в виде пазлов, которые нужно собирать и таким образом учить алфавит. А еще с помощью этой игры можно собирать слоги и слова. Пазлы тренируют одновременно правое и левое полушария мозга. Это означает, что малыш тренирует память, логику, образно-пространственное мышление.
«Умные липучки» – интерактивная азбука
Во время обучения малыш становится активным участником игры, включается в процесс. Инструкция – увлекательная сказка, которая заинтересует ребенка. Игра проходит в 4 этапа, каждый разбит на 2 дополнительных этапа. Вы можете выбрать простой или сложный вариант.
В процессе игры ребенок знакомится с такими понятиями, как азбука, буква, гласный и согласный звук, слог, учит геометрические фигуры и цвета. В упаковке вы найдете игровое поле, карточки, элементы на липучках, инструкцию.
Игра «Зоркий глаз»
Это веселая семейная игра, которая тренирует внимание, память, находчивость, ловкость и, конечно, знакомит с буквами. Играть можно разными способами:
- Как можно быстрее найти букву с маленькой карточки на большом плакате, победитель забирает себе карточку;
- На большом плакате нужно найти как можно больше слов, которые начинаются с буквы, изображенной на маленькой карточке;
- На второй стороне игрового поля можно играть в лото, где вместо цифр используются буквы.
Как ускорить процесс улучшения навыков чтения?
Слоговые таблицы также помогают развить у детей навыки быстрого чтения. Часто бывает, что ребёнок застревает на скорости чтения 10-20 слов в минуту
Этот момент важно вовремя отследить или начать сразу выполнять нужные упражнения
Я создала тренинг, который поможет без особого труда преодолеть этот барьер. Его удобно использовать как дома, так и при работе с целым классом. Разнообразие заданий не даст детям заскучать, а родителям и учителям не придется подолгу подбирать нужный материал и мучить детей изнурительным, невероятно трудным на этом этапе процессом — чтением.
Вместе с тренингом в подарок вы получите 20 слоговых таблиц для отработки навыков чтения.
Их можно использовать, как я описывала выше, или же распечатать в виде брошюры, в которой на каждой странице отдельная таблица.
Использование визуального канала
Запоминание буквы Н происходит в первую очередь с помощью зрения. Упражнения помогут крохе усвоить образ с помощью зрительного анализатора.
Вначале взрослый должен показать ребенку букву Н в азбуке с нарисованной рядом картинкой, символизирующей слово, которое начинается на твердый звук – например, «носорог». Крохе показывают картинку, просят его назвать, кто изображен на ней. Затем взрослый говорит: «Носорог — эн». Картинка носорога будет у малыша ассоциироваться с этим звуком. Когда через некоторое время взрослый покажет символ, ребенок вначале вспомнит, что изображено на картинке, а только потом припомнит название буквы.
Совместно с выполнением этого упражнения можно разучить стихотворение Лидии Гржибовской:
Носорог кричит друзьям:
«Букву эн принес я вам!
Букву эн вам надо знать,
Чтобы Новый год встречать!».
Эти стихотворные строки помогут маленькому человеку связать образ носорога с образом буквы Н и запомнить ее правильное название.
После того как буква в таком виде будет усвоена, нужно показывать ее в алфавите без картинок или в магнитной азбуке. Малыш вспомнит символ без опоры на зрительный образ носорога.
Есть еще немало способов запоминания:
- Создать символ из счетных палочек, небольших обрезков ленточки или карандашей. Это упражнение задействует не только тактильные рецепторы, но и воображение крохи.
- Выложить правильную букву из камушков во время прогулки.
- Изогнуть проволоку так, чтобы получилась правильная буква.
- Нарисовать букву на листе цветной бумаги и вырезать ее. Затем взрослому нужно разрезать символ посередине (по вертикали или по горизонтали) и попросить малыша сложить его вновь.
- Найти символ в вывесках на улице – «МАГАЗИН», «БАНК» и других. Когда малыш будет выполнять задание безошибочно, то можно спросить его, в какой части слова (начале, середине, конце) стоит буква.
- Найти и обвести букву в тексте журнала, газеты, старой книги, рекламного объявления. Единственное условие – шрифт должен быть крупным.
Как учить гласные буквы и звуки
Если вы приняли решение начать обучение, когда малышу исполнилось 3 года, делайте это только в игровой форме, любое принуждение исключается.
Что можно посоветовать:
Трехлетнему малышу нужно больше времени для запоминания и понимания материала, поэтому мгновенного результата не ждите;
- Периодичность занятий – дважды в неделю, не более 7 минут в день;;
- Гласные лучше запоминать парами, которые образуют рифму, — А-Я, У-Ю, О-Ё;
- В 3-4 года ребенок мыслит образами, ассоциациями, поэтому используйте как можно больше картинок, игрушек и книг с яркими иллюстрациями;
- Компьютерные игры и приложения рекомендуется подключать только с 5 лет.
- Не начинайте изучать согласные буквы, пока малыш полностью не освоит гласные буквы.
Интересное по теме:
Сначала заинтересуйте – читая сказку, мимолетом выделяйте отдельные буквы, начните с самых простых – А, Е, О и затем постепенно подключайте другие гласные.
Покажите, как здорово играть с буквами – кубики, магнитная доска, плюшевые буквы, карточки. Придумывайте истории и сказки, где персонажами станут буквы, складывайте их из любых мелких предметов (фасоль, бусины, макароны, камушки), лепите из пластилина.
Как легко учить с ребенком гласные буквы (пошагово):
- Знакомимся с буквой, слушаем гласную, рассматриваем ее в разных цветах, а потом произносим самостоятельно. На этом этапе можно использовать плакаты, загадки, песенки, стихи — они будут дальше в статье.
- Определяем характеристики звука – гласный или согласный. Поясните ребенку: «Оказывается, все гласные звуки можно петь голосом. А еще есть согласные звуки, они твердые и не поются.»
- Учимся выделять звук среди других на слух (ребенок закрывает глаза, взрослый медленно произносит слоги, когда малыш слышит нужную гласную, хлопает в ладоши);
- Находим букву в слове (для этого потребуются картинки со словами, ребенок должен сказать, где находится гласная – в начале, середине или конце слова);
- Составляем слоги с определенной буквой, произносим эти слоги.
- Если малышу уже 4 года, можно предложить попробовать записать буквы на бумаге или мелом на асфальте.
После каждого урока закрепляйте материал, задавайте малышу вопросы. Например, какую букву мы выучили? Какой звук соответствует букве? Буква гласная или согласная, как это можно определить? Какие слова начинаются на эту букву?
А вы изучаете буквы с ребенком? Что пробовали? Что ему больше всего интересно?
Звуковой плакат с буквами 45.59%
Алфавит на магнитах с магнитной доской 14.71%
Плюшевые буквы 5.88%
Коврик-пазл с буквами и цифрами 13.24%
Книги, азбука, например 8.82%
Стихи и сказки
7.35%
Нам с малышом будет все интересно. 4.41%
Проголосовало: 68