- Славянский бог Ящер — подземный Змей
- Огненный змей и Огняник — драконы, неравнодушные к девушкам
- Читательский дневник по русской народной сказке «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо»
- Характеристика главных героев:
- Характеристика второстепенных героев:
- Краткое содержание сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»
- План сказки:
- Основная мысль сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»
- Чему учит сказка
- Краткий отзыв о сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» для читательского дневника
- Пословицы к произведению:
- Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
- Чудо-юдо — персонаж русских народных былин
- Образ Чуда-юда в науке
- Полоз и Змиулан — змеиные цари
- Змей Горыныч — дракон из славянской мифологии
Славянский бог Ящер — подземный Змей
Сказания о боге Ящере отличались в зависимости от региона, как и его имена — Юша, Рыгл, Волховец. Описывали его схожим с аллигатором. В одних местах Ящер считался покровителем рек и рыбной ловли. В других его представляли как огромного подземного змея, который вызывал вулканические извержения и землетрясения.
Ящер — бог воды у древних славян
Ящера считали поглотителем Солнца, которое ежедневно уходит за пределы мира и плывет по подземной реке на восток, чтобы утром снова взойти на небе. Ему поклонялись и, как и любого темного бога, старались задобрить. Подземный дракон любил гусли и награждал каждого, кто играл в его честь на этом инструменте. В легенде о Садко Ящер одаривал исполнителей золотыми рыбками.
Святилища божества располагали на берегах рек и озер, иногда возле болот. Они имели идеально круглую форму. В качестве требы в водоем бросали черных кур. Иногда в жертву приносили молодых девушек, и любовь драконов и змеев к ним отражается во множестве легенд мира. Позднее человеческие жертвоприношения заменили на утопление чучела в дырявой лодке. В некоторых поселениях в качестве подарка отдавали коня. Жертву Ящеру приносили во время весеннего ледохода.
В целом, драконы обитают не только в европейских и азиатских легендах. Славяне тоже верили в них — одним поклонялись, других отдавали на расправу богатырям. Мифология наших предков полна загадок для исследователей, историков и этнографов. Но одно можно сказать точно — в былинах и легендах встречаются самые разнообразные змеи, как было принято называть драконов у славян.
Огненный змей и Огняник — драконы, неравнодушные к девушкам
Огненный змей, Огняник, Летавец — летающие огнедышащие рептилии, записи о которых начали появляться с 11-го века. Летописцы изображают их крылатыми драконами с тремя головами и длинным хвостом, извивающимся во время полета.
Огняник
По описаниям этот славянский дракон похож на шаровую молнию. Опускаясь на землю, он сыплет искрами и издает страшный шум, похожий на гром. По легендам, Огняник живет в горах, предпочитая просторные пещеры, иногда предания «селят» его прямо на облаке. Он умеет принимать вид красивого юноши.
Легенды приписывают Огненному змею богатырскую силу и невероятное богатство. Его нельзя убить, и живет дракон вечно. Он неплохо разбирается в травах, знает, как исцелить болезнь или приворожить возлюбленную с помощью зельеварения. Легенды гласят, что если Огневик полюбит девушку, она не сможет не ответить на его чувства. Ящер посещает одиноких женщин или вдов, что напоминает о еще одном персонаже фольклора — инкубе, демоне-соблазнителе. По аналогии, любовь Огневика так же губительна, как инкуба.
Читательский дневник по русской народной сказке «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо»
Название произведения: «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»
Число страниц: 38.
Жанр произведения: народная волшебная сказка.
Главные герои: Иван — младший сын, Чудо-юдо.
Второстепенные герои: братья Ивана, три жены Чуда-юда, мать-змеиха.
Характеристика главных героев:
Иван — Отважный, сильный и находчивый.
Сообразительный.
Один справился со всеми чудищами.
Чудо-юдо — три змея.
С разным числом голов.
Хвастливые, жестокие.
Характеристика второстепенных героев:
Братья — ленивые и сонливые. Доверчивые.
Старая змеиха — коварная, находчивая и ловкая.
Мать змеев.
Жёны змеев — злые, отвратительные.
Краткое содержание сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»
Повадилось летать на русскую землю Чудо-юдо.
Решили братья пойти на бой с ним и защитить родную землю.
Добрались они до деревни разрушенной, а там только старушка выжила.
Благословила она братьев на подвиг.
Остановились братья у моста через реку Смородину.
Решили по очереди караулить.
Но уснули старшие братья и караулил один Иван.
В первую ночь победил он трёхголового змея.
Во вторую ночь убил змея с шестью головами.
Перед третье ночью предупредил братьев, чтобы не спали те, а на помощь шли.
Но уснули братья.
Тяжело пришлось Ивану в битве.
Кидал он рукавицы и шапку в избушку и разбудил братьев.
Выпустили те коня Ивана и победил богатырь змея с двенадцатью головами.
Но отправился Иван за реку на разведку.
И подслушал планы змеихи-матери и её невесток.
По дороге к дому разрубил Иван колодец, яблоню и ковёр, в которых жёны змеев превратились.
Спас тем самым братьев.
Но мать змеев превратилась в свинью, и за братьями бросилась.
Пока она решала, за кем из братьев кинуться, Иван на свинью запрыгнул и убил её.
С почётом и славой вернулись братья домой.
План сказки:
- Зло на русской земле.
- Братья едут в поход.
- Спалённая деревня.
- Мост.
- Первая ночь.
- Вторая ночь.
- Предупреждение Ивана.
- Решительная битва.
- Подслушанный заговор.
- Колодец, яблоня и ковёр.
- Битва со свиньёй.
- Возвращение.
Основная мысль сказки «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»
Главная мысль сказки заключается в том, что не только сила и храбрость нужны для того, чтоб одержать победу над врагом, но и изобретательность и хитрость.
Основная идея сказки в том, что много на Руси богатырей и всегда найдётся кому защитить её от врагов.
Чему учит сказка
Сказка учит рассчитывать только на себя и не бояться встретиться лицом к лицу с врагом.
Учит думать о дальнейшем и предугадывать действия соперника.
Учит любить свою Родину и защищать её от нападок лиходеев.
Учит быть храбрыми, отважными, мудрыми и дальновидными.
Краткий отзыв о сказке «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я была поражена мудростью обычного деревенского паренька, который сумел не просто порубить трёх змеев, но раскрыть коварные замыслы их родни.
Иван показал себя настоящим былинным богатырём, готовым грудью встать на защиту рубежей Родины.
Он был сильным, смелым, решительным. Проявил хитрость и смекалку.
Это очень интересная сказка, в которой действуют волшебные существа, есть превращения.
Поэтому она относится к жанру волшебных сказок.
Больше всего в ней мне понравился главный герой, младший брат.
Его братья были добрыми молодцами, честными и смелыми, но Иван оказался решительнее и дальновиднее.
И он не позволил сну сморить себя.
Только благодаря его усилиям удалось победить огромных змеев.
Я всем советую прочитать эту сказку, и научиться честно выполнять свои обязанности, не лениться и не перекладывать их на чужие плечи.
Пословицы к произведению:
- Противник силён, пока не повален.
- Не всякие глаза видят врага.
- Где смекнёт боец, там врагу конец.
- Врага убил — свою жизнь продлил.
- Чья храбрость, того и победа.
Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:
- «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
- «Сивка-Бурка»
- «Волшебное кольцо»
- «Летучий корабль»
- «Гуси-лебеди»
- «По щучьему велению»
- «Семь Симеонов»
- «Бой на Калиновом мосту»
- «Финист Ясный Сокол»
- «Баба-яга»
- «Кощей Бессмертный»
- «Царевна Несмеяна»
Библиотека русских народных сказок пополняется.
Чудо-юдо — персонаж русских народных былин
Чудо-юдо известен всем из сказок. Несмотря на кажущуюся несерьезность, они являются отражением мифологических представлений об окружающей действительности. Этнографическая литература 19-го века называет Чудо-юдо персонажем более раннего эпоса, на основе которого сформировалась культура наших предков. Известный советский историограф Б. А. Рыбаков считал, что Чудо-юдо — один из самых глубоких славянских образов. Единого мнения о его происхождении нет по сей день. Этнографы и культурологи предлагают разнообразные версии появления этого героя в русских сказках.
Славянский многоглавый дракон Чудо-юдо
Чудо-юдо представало как в виде отрицательного персонажа, так и положительного, но чаще всего было олицетворением нейтральной силы. Кроме того, его пол менялся с течением лет. Изначально змей или кит был женского рода, позднее — мужского, а ближе к нашему времени упоминается уже в среднем роде. Чудо-юдо имеет несколько голов. Иногда ему приписывают еще и хоботы — именно они были основным оружием существа. Правда, в старину так называли хвосты. Их обычно столько, сколько и голов — 6, 9 или 12. Многоглавый дракон умеет дышать огнем, сжигая целые села.
Чудо-юдо живет на дне морском либо за рекой Смородиной, которую можно перейти только по Калинову мосту. У него каменный дворец, в котором проживают жены-колдуньи и мать-змеица. Некоторые сказания упоминают еще и о коне, на котором этот персонаж приезжает к месту сражения.
Внешне Чудо-юдо напоминает морских монстров из античной мифологии или драконов, живущих под водой. Это же касается и характера, природы существа. Церковнославянский словарь Дьяченко гласит, что имя змея переводится с санскрита как «морское животное», а приставка «чудо» говорит о том, что зверь был необычным.
Образ Чуда-юда в науке
По Хомякову, слово «чудо» в древности означало великана, что говорит об огромных размерах славянского дракона. Старинные предания о гигантах неразрывно связаны со змеями. Некоторые сказки описывают морских царей как огромных ящеров или наделяют их способностью принимать такой облик.
Чудо-юдо рыба-кит
Есть еще одна теория, которая может натолкнуть на происхождение морского дракона. Слово «юдо» созвучно с именем Иуды, предателем Христа. В раннехристианский период так было принято называть нечистую силу. Доктор исторических наук Ю.Н. Афанасьев отмечает, что в сказках Морского царя называют Окиян-море. В некоторых былинах его роль передается черту, змею или Чуду-юду, отражающему темную сторону характера.
Ю.Н. Афанасьев проводит параллель между Морским царем и пекельным князем из немецкого фольклора. Оба персонажа обладают чертами, присущими богам грозы. Волшебный бич очень похож на молнию. Сказочный правитель морей бросается к молочному озеру и выпивает кипучее молоко, намекающее на дождь. После этого он «лопается с ужасным треском» подобно дождевой туче. По мнению ученого, Чудо-юдо — имя, по большей части, для мифического змея или дракона, олицетворяющего грозовую тучу.
Демонолог Л.Н. Виноградова утверждает, что старинные славянские песни указывает на существование Чуда-юда в роли мифологического персонажа. Из песен понятно, что существо потустороннее и несет людям опасность, но его можно изгнать.
Георгий Милляр в роли царя Чудо-юдо
Чудо-юдо отождествляется с Идолищем Поганым, с которым сражаются богатыри. Идолище, или Одолище — тоже богатырь, но воюет он на стороне зла. Некоторые сказания и былины называют его Тугарином Змиевичем. Доктор философских наук Н.К. Демин считает, что Чудо-юдо — русская версия Медузы Горгоны или Морская царевна, превращенная в чудовище после религиозного переворота. Некоторые исследователи полагают, что «юдо» — это не что иное, как рифма к слову «чудо», не имеющая никакого значения. В болгарской мифологии юда — злой дух женщины, который живет в лесах или возле озер и летает по воздуху.
Полоз и Змиулан — змеиные цари
Сказания называют Полоза царем всех змей и драконов русской земли. Его след указывает на местонахождение кладов и залежей драгоценных камней и металлов — в такую легенду по сей день верят кладоискатели.
Узнать Полоза легко — он выглядит как огромный змей, от которого расходится сильный жар. По преданиям, вокруг царя горит трава. Известно о нем немного, ведь встреченных на пути людей ящер съедает.
Змиулан — божество колодцев и туч, также повелитель змей. Неизвестно, отождествлялся ли он с Полозом. Связь Змиулана со стихией Воды указывает на Навью природу божества. Вода ассоциировалась у наших предков со смертью — во многих культурах души умерших переправлялись в мир мертвых по реке. Змиулан обитает в дупле древнего дуба. В отличие от Полоза, он крылат и больше напоминает дракона в европейском представлении.
Змей Горыныч — дракон из славянской мифологии
Змей Горыныч
Змей Горыныч — трёхглавый огнедышащий дракон из славянского фольклора, который известен практически каждому. Во всех былинах он выступает отрицательным персонажем. Живет в горах, хранит свои сокровища в просторных пещерах. Часть сказаний гласит, что Горыныч живет возле огненной реки и Калинова моста, охраняя вход в мир мертвых, молодильные яблоки, живую воду и прочие сказочные артефакты.
Не факт, что отчество Змея указывает на место обитания, ведь существовало славянское имя Горыня. Так звали одного из первых богатырей русской земли. Легенды отождествляют этих персонажей, иногда называют Змея Горыныча сыном богатыря.
Внешне ящер напоминает Чудо-юдо — у него тоже несколько голов, и их количество всегда кратно трем. Однако чаще всего он упоминается как трёхглавый дракон. В большинстве сказок Змей Горыныч умеет летать, но о крыльях практически ничего не говорится. По Афанасьеву, они огненные. На лубочных изображениях у него имеется хвост.
В некоторых сказках Змей Горыныч выходит к своему противнику из воды, где и обитает большую часть времени, а спит на большом камне посреди океана. Его появление сопровождается шумом, похожим на дождь или грозу, небо темнеет, поднимается ветер. Несмотря на это, на юге любую ипостась Змея считали виновной в засухе и пытались изгнать.
Змей Горыныч похищает молодых девушек, что свойственно драконам из большинства легенд мира. Так он запугивает народ, но иногда планирует съесть их. В нескольких преданиях ящер охраняет царевну из тридесятого царства от посягательств извне.
В целом, образ самого известного славянского дракона напоминает вышеописанное Чудо-юдо. Отличия столь незначительны, что эти два персонажа на самом деле могут оказаться одним драконом из мифологии славян, носящим два имени. Некоторые исследователи считают, что Чудо-юдо и Змей Горыныч — один персонаж.