Дымковская игрушка из глины

Сложные раскраски с большим количеством мелких элементов

Дымковские игрушки (шаблоны для рисования также, как и рисунки для раскрашивания, находятся в свободном доступе в Сети), ввиду многообразия своих вариантов, можно использовать в работе и с более старшими детьми.

Для школьников, посещающих 3 – 5 класс, интересным будет раскрашивать более сложные узоры с большим количеством мелких деталей.

Педагоги рекомендуют обратить внимание родителей на следующие картинки:

Эскиз для раскрашивания Описание рисунка и принципа работы с ним
«Прогулка». Эта картинка для раскрашивания представляет собой целостную художественную композицию. На ней изображены мужчина и женщина, плывущие в лодке по реке. Задача, стоящая перед ребенком, сделать цветными не только костюмы людей, состоящие из мелких деталей, но и окружающие их предметы. К ним относятся небесные светила, узор на судне и волны. Основными цветами, с которыми школьнику предстоит работать – красный, синий, белый, черный и их производные.
«Медведи». На этом эскизе изображено семейство медведей. Животные изображены в людском образе: они носят одежду и украшения. Сложность раскрашивания этого рисунка состоит в наличии большого количества мелких деталей одежды персонажей. Для усложнения задачи можно предложить ребенку сделать картинку максимально реалистичной (раскрасить медведей в соответствующие цвета, как в жизни, а их одежду в оттенки, наиболее часто встречающиеся в предметах гардероба взрослых людей). Обычно с таким изображением дети работают с помощью синего, красного, черного, желтого, коричневого и белого цветов.
«Всадник». Это одна из наиболее популярных картинок для раскрашивания, используемая педагогами при работе с ними. На ней изображен мальчик, стоящий верхом на коне. В данном случае ребенку будет необходимо аккуратно раскрашивать мельчайшие детали образа молодого человека, а также воспроизводить окрас животного и окружающих предметов. Работать рекомендуется с коричневым, черным, красным, голубым, желтым, оранжевым, синим и зеленым цветом.

картинки, раскраска и фото для детей

Дымковские игрушки еще называют вятскими, или кировскими.  Они имеют долгую историю, и появились более 400 сотен лет назад в одноименной слободе близ русского города Вятка.

История

Несколько слов из истории дымковских игрушек…

Изначально дымковские игрушки были посвящены празднику Свистунья. К этому дню народные умельцы изготовляли свистульки из красной глины, которые обжигали и рисовали на них различные узоры.

Они делались в виде различных животных. Здесь были:

  • и петушок,
  • и уточка,
  • и олень,
  • и индюк,
  • и лошадь,
  • а также фигурки барышни.

Однако со временем назначение праздника было забыто, а  вот промысел возобновился в 20 веке и стал настоящей визитной карточкой этого края.  Дымковские игрушки стали делать как русские сувениры.

Как ее сделать?

Сначала берется красная глина, смешанная с коричневым речным песком. Такой вид глины существует именно близ Вятки.  Из нее вылепливается фигурка, например, петух, индюк или лошадь. Лепить фигурки приходится по частям. Затем с помощью жидкой глины они склеиваются, фигурка корректируется мастером. Затем игрушка  высушивается и обжигается в печи при высокой температуре. Затем принимаются ее раскрашивать. Узоры наносят белой краской. Раньше краску делали из мела, замешанного на молоке. Сегодня существуют специальные краски. Кроме белого цвета, игрушки изобилуют синим, зеленым, желтым цветами, которые придают им особую жизнерадостность.  Сверху игрушки покрывались взбитым белком, что придавало им яркий блеск и нарядность. Каждая игрушка неповторима, поскольку сделана вручную. Среди множества фигурок, собранных в музеях, вы не найдете двух одинаковых.  Самый крупный музей игрушки находится именно в Кирове.

Презентация

Наверное, и вам, ребята, захотелось сотворить себе такие игрушки?

К сожалению, сделать это в домашних условиях невозможно, даже если вы владеете техникой лепки из глины. Но вот попробовать раскрасить силуэты дымковских игрушек вы можете. На нашем сайте вы найдете фото, картинки и раскраски для детей с изображением дымковских игрушек. Их можно скачать и распечатать. Вас встретят:

  1. веселый петушок,
  2. важная утка,
  3. кичливый индюк,
  4. грациозная лошадь
  5. и одетая в нарядные одежды барыня.
  6. Также здесь вы обнаружите многочисленные узоры, которыми украшают дымковскую игрушку.

Однако не спешите браться за раскраски. Сначала внимательно рассмотрите фото игрушек, запомните, какими цветами разрисованы фигурки, поскольку цвета на фигурках имеют свою закономерность.  Фото помогут вам самим сделать выводы, а раскраски для детей – попрактиковаться. Наверное, самыми любимыми игрушками детей являются петушок и индюк, иногда детьми упоминается барыня. Почему? Они самые яркие, самые нарядные. Подумайте, как выглядит петух, какие цвета вы используете, чтобы его раскрасить, ведь петух в старину был символом начала нового дня, восхода солнца. В его фигурке – все цвета радуги. Предложенные на нашем сайте фото и раскраски помогут детям ближе познакомиться с этим необычным русским народным промыслом, проявить свою фантазию и смекалку, научиться рисовать. Знакомство с любым древним промыслом обогащает ребенка, связывает его с предками, с русскими корнями. А знакомиться с игрушками вдвойне интереснее. Из глубины веков они открывают детям свои секреты, делятся жизнерадостностью, создают хорошее настроение и творческий подъем.

Подборка материалов по теме

нажмите на картинку ниже, чтобы скачать коллекцию картинок с изображением дымковских игрушек:     А также Вы можете скачать на свое усмотрение отдельные картинки дымковских игрушек: барыня Лошадь Петух Индюк Индюк   Утка

Барыня   Лошадь   Лошадь   Козёл   Козёл   Коза   Олень   Олень

«Дымковская барышня». Поделка из бумаги. Мастер-класс

Галина Карпова «Дымковская барышня». Поделка из бумаги. Мастер-класс

Готовясь к семинару по декоративно-прикладному искусству, я сделала несколько «дымковских» игрушек из бумаги, так как и увлекаюсь бумагопластикой, и преподаю конструирование из бумаги в кружке. Вот такая барышня у меня получилась.

Идея такой куколки пришла ко мне, когда я вспомнила, что зимой мы делали с детьми таких же ангелочков. Первый этап — это нарисовать и вырезать шаблон. Вот такой он у меня получился.

Вы можете его скопировать, но юбочку к низу нужно сделать всё-таки пошире. Затем легонько простым карандашом наметить личико и другие важные детали.

С обратной стороны тоже намечаем кофточку.

Следующий этап — роспись. Тут можно дать волю своей фантазии. Но нужно помнить, что кофточка и головной убор у дымковской барышни, как правило, однотонные, а в росписи юбочки обязательно используется тот же цвет, плюс ещё 2-3 дополнительно. Я расписала вот так.

Тут мне показалось, что нужно тоненьким контуром обвести кое-какие детали одежды.

Так барышня выглядит поярче.

С обратной стороны тоже раскрашиваем кофточку.

Затем склеиваем сзади юбку и, опустив вниз руки, приклеиваем их на нужное место. А можно просто их опустить, загладив линию сгиба. Получилась вот такая красавица.

А вот и подружка к ней в гости пришла.

Эта барышня выполнена по-другому. Юбочка — длинный узкий конус, фартучек — конус пониже и шире. Верхняя часть нарисована на сгибе листа бумаги, раскрашена, и вырезана. затем всё собирается на клей.

И, в заключение, вот такая композиция.

Идею такого замечательного индюка подсмотрела здесь, на МААМе. Спасибо, коллеги.

Мастер-класс «Дымковская барышня» Цель: познакомить детей с техникой «Лепка фигур из пластилина на каркасе». Задачи: 1. Приобщать детей к народному декоративно-прокладному. «Дымковская барышня». Аппликация из скрученной гофрированной бумаги Цель: Способствовать развитию познавательного интереса к изобразительной деятельности. Познакомить детей с нетрадиционным видом аппликации. Мастер-класс: поделка из бумаги «Ажурные цветы» Остается совсем немного времени до наступления лета! И нам захотелось создать яркие и необычные цветы для украшения группы. Идея изготовления. Мастер-класс: поделка из бумаги «Цветы» Мы выполнили такую поделку с детьми. Для работы нам понадобилась цветная бумага (разного цвета, клей, ножницы. Как показано. Дальше подготовили. Мастер-класс: поделка из бумаги «Цветы к 8 Марта!» Здравствуйте,коллеги! Сегодня я хочу представить Вам мастер-класс: «Цветы к 8 Марта»! Цветок очень прост,но смотрится оригинально и очень. Мастер-класс «Дымковская Барышня» Уважаемые коллеги! Хочу вновь представить вашему вниманию свой мастер-класс! На этот раз я покажу вам как быстро и без труда сделать. Мастер-класс «Дымковская игрушка» поделка из бросового материала. Дымковская игрушка. На берегу реки Вятки напротив города Кирова расположилась слобода Дымково. С незапамятных времен здесь лепили из глины. Мастер-класс. Поделка из бумаги «Аленький цветочек» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению поделки к празднику 8 марта. С детьми младшего дошкольного возраста. Мастер-класс: поделка из бумаги «Телефон» Мастер-класс «Телефон». Хочешь себе собственный телефон? Тогда тебе только стоит выполнять следующие шаги. Тебе понадобятся: • Картон. Поделка из бумаги «Сова». Детский мастер-класс Умная сова — большая голова. Интересная, красивая птица. Ее много рисуют, делают различные аппликации и поделки. Совушку можно собрать,.

Источник

Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой — Фотоотчет об изготовлении поделки из соленого теста в подготовительной группе «Бусы в дымковском стиле»

Публикация «Фотоотчет об изготовлении поделки из соленого теста в…»
Фотоотчет «Бусы в дымковском стиле» В нашем детском саду проводится много мероприятий, все они нацелены на всестороннее развитие ребенка: пополнение его багажа знаний, развитие умений и навыков, в том числе художественных способностей, чувства вкуса, эстетики, мелкой моторики….

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Проект  «Дымковская игрушка» (подготовительная к школе группа)
Пояснительная записка к проекту «Дымковская роспись» (подготовительная к школе группа) В современном образовании большую роль играет патриотическое воспитание, приобщение детей к народной культуре. Эту задачу педагог решает через беседы и рассказы о Родине, а также через…

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию на камне с использованием элементов дымковской росписи «Волшебные камушки»
Конспект занятия по нетрадиционной изодеятельности «Волшебные камушки». Цель занятия: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования на камне с использованием элементов дымковской росписи и произвольных узоров. Задачи: Образовательные: повышать интерес к природе родного…

Занятие по рисованию гуашью с детьми 4–5 лет «Дымковская игрушка». «Уточка»
Занятие провела воспитатель: Липатова Елена Владимировна. Цель занятия: расширить представление детей о дымковских изделиях. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство цвета и композиции. Развивать чувство прекрасного. Продолжать развивать навыки…

Статья «Конспект мастер-класса на тему «Дымковская барышня» для…»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Мозаика» с. Кокино Конспект мастер-классаМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Мозаика» с. Кокино Конспект мастер-класса на тему « Дымковская барышня» для участников…

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Дымковская барыня»
Цель. Продолжать знакомить детей с народными дымковскими игрушками, воспитывать эстетическое отношение к предметам народных промыслов. Задачи. • закрепить у детей знания об основных средствах выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность,…

Конспект занятия по рисованию «Юбка дымковской барышни» в младшей группе
Программные задачи: Образовательные:познакомить с дымковскими игрушками, дымковскими узорами; учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки); формировать умение создавать узоры по собственному замыслу; учить…

Страницы:

Чудо-дымка. Изготовление и роспись дымковских игрушек — детские мастер-классы, советы родителям и воспитателям. Дымковские игрушки своими руками — из глины, пластилина, соленого теста и бросового материала. Мир дымковской игрушки — конспекты занятий и праздников. Волшебная дымка — мини-музеи и выставки. Дымковская сказка — постройки из снега на участке.

Дымковская роспись в детских садах и школах

Основы рисования преподаются во всех начальных образовательных учреждениях, в детских садах. Художественная роспись вятских мастериц как пример народного творчества и образец незамысловатых приемов близка и понятна восприятию ребенка любого возраста.

Наивная и выразительная дымковская игрушка – идеальный образец при проведении занятий по художественному обучению. Правильно составленные занятия решают несколько сложных задач:

  • повышают интерес к декоративно-прикладному народному творчеству;
  • совершенствуют навык создания собственных узоров;
  • знакомят с историей возникновения и развития промысла.

Работа в коллективе сближает детей и пробуждает заинтересованность к творческому процессу на примере изучения приемов народных мастериц.

Детские поделки — Оригинальный шаблон для дымковской росписи

Хороший денек почетаемые коллеги!

Желаю поделиться увлекательным шаблоном игрушки для дымковской росписи. Отыскала его на веб-сайте преподавателя ДОУ Сокольниковой Ольги. Спасибо ей за увлекательный вариант шаблона!

Решила выложить его так, как шаблонов с лошадками, козликами, дамами много, а вот конкретно индюка нет. Может быть кому — то тоже пригодится. Сейчас уже провела занятие по программке «От рождения до школы» с внедрением этого трафарета.

Состоит он из 2-ух частей: тела и хвоста.

Вот таковой у меня вышел эталон.

Так, как у меня группа разновозрастная, то младшим детям клюв, бороду и гребень раскрасила я, а они декорировали только хвост.

Старшие малыши раскрашивали всё сами.

Вот такие дымковские индюки у нас вышли…

Из чего делают игрушку и как раскрашивают

Дымковские игрушки создаются в несколько этапов. Без специальных навыков их не сделать, поэтому процесс изготовления таких поделок детьми обычно контролируется профессиональными мастерами.

На пути к получению качественного результата, игрушку нужно сначала слепить, затем тщательно высушить, обжечь, побелить и красиво расписать. Пропуск одного из перечисленных шагов может привести к тому, что фигурка получится излишне хрупкой или не получится вообще.

Дымковские игрушки лепятся вручную. Несмотря на наличие единых шаблонов для рисования, в действительности ни одна поделка не похожа на свои аналоги, именно по причине индивидуального подхода к их созданию.

Последовательность создания игрушки:

  1. Лепка. Для получения целостной фигурки необходимо слепить по отдельности мелкие детали. На завершающем этапе части общей композиции крепятся на основной корпус игрушки и, при необходимости, корректируются по своей форме или размеру. Такие поделки обычно делаются из смеси, в состав которой входит глина (чаще всего ярко-красная) и мелкий речной песок.
  2. Сушка. После создания глиняной фигурки ее необходимо тщательно просушить. В зависимости от ее размера, этот процесс может занять от 3-5 дней до месяца. Сушка дымковской игрушки требует соблюдения ряда требований, касающихся температуры и влажности воздуха в помещении, где она будет находиться.
  3. Обжиг. Современные мастерские имеют специализированные печи, позволяющие мастерам преодолевать этот этап быстро и максимально безопасно. В результате обжига глиняная поделка обычно меняет свой цвет и становится светло- или красно — коричневой.
  4. Отбеливание. Для того, чтобы при окрашивании игрушки не происходило смешение цветов, ее необходимо выбелить. Для придания поделке равномерного молочного окраса, используют специальное вещество, в состав которого входит мел и молоко. В результате химических процессов, происходящих по мере скисания молочного раствора, поверхность фигурки становится ровной, твердой и имеет ровный тон.
  5. Роспись. Расписывают дымковские игрушки акриловыми красками или раствором, предназначенным для росписи керамики. Их цветовая гамма максимально яркая и включает все необходимые оттенки. По правилам, роспись таких поделок начинается с глаз, бровей и волос. Только после придания фигурке «человеческого вида» следует приступать к раскрашиванию остальных деталей. Традиционно при росписи таких игрушек мастера используют геометрические фигуры.

Как ее сделать?

Сначала берется красная глина, смешанная с коричневым речным песком. Такой вид глины существует именно близ Вятки.  Из нее вылепливается фигурка, например, петух, индюк или лошадь. Лепить фигурки приходится по частям. Затем с помощью жидкой глины они склеиваются, фигурка корректируется мастером. Затем игрушка  высушивается и обжигается в печи при высокой температуре. Затем принимаются ее раскрашивать. Узоры наносят белой краской. Раньше краску делали из мела, замешанного на молоке. Сегодня существуют специальные краски. Кроме белого цвета, игрушки изобилуют синим, зеленым, желтым цветами, которые придают им особую жизнерадостность.  Сверху игрушки покрывались взбитым белком, что придавало им яркий блеск и нарядность. Каждая игрушка неповторима, поскольку сделана вручную. Среди множества фигурок, собранных в музеях, вы не найдете двух одинаковых.  Самый крупный музей игрушки находится именно в Кирове.

Барыня начинается с «колокола»

Создание каждой из них — интересный процесс, который увлечет и взрослого, и ребенка. Например, сделать своими руками фигурку барыни можно так.

  • Первое, что надо слепить из глины или теста, — это платье для дымковской героини. Это будет полый внутри подол по типу «колокол».
  • Далее из глины скручиваются две полоски — будущие руки барыни, полоска кокошника в виде гармошки, круг для будущей головы (на нем выпуклым треугольником обозначается только нос, а глаза и рот рисуются краской).
  • Все детали соединяются вместе, тщательно закрепляются.
  • На фигуру добавляются небольшие, но важные детали: полоски кос на голову, оборки на платье, а также круглые серьги — на лицо.

ПОСМОТРИТЕ: Ангел из соленого теста

Роспись дымковской игрушки в 1 — 2 классе. Мастер-класс с фото

-Сядем рядком да поговорим ладком. Захотелось мне, ребята рассказать вам одну удивительную историю. В некотором царстве российском государстве на берегу реки стояло, да и сейчас стоит, большое село Дымково. Рождались в селе том необыкновенные игрушки. Длинными, зимними вечерами лепили те игрушки из глины.Все игрушки не простые, А волшебно-расписные. Белоснежны, как березки, Кружочки, полоски. Простой, казалось бы, узор, Но не в силах оторвать свой взор

Игрушки у дымковских мастеров-умельцев получились необыкновенно красивыми, яркими, сказочными, волшебными. Люди считали, что эти игрушки оберегают от несчастий, от бед. Поэтому их ставили зимой между окнами, украшали игрушками дома. -Сегодня мы будем расписывать одну из дымковских игрушек. Отгадайте, какую?-Завелась неведомая птица, Всякий ей дивится: Не поет и не летает, Вся горит и полыхает. Далеко по белу свету Знают все пичугу эту, Это птица не простая – Расписная, золотая, Просто диво – безделушка, Зовут ее народная игрушка. (Дымковская игрушка петушок)

Для работы нам понадобятся материалы и инструменты: -гуашь — кисточки -альбом -ножницы -простой карандаш

1. Возьмите альбомный лист и обведите свою ладошку.

2.Дорисуйте контур петушка и вырежьте его.

3.По шаблону обведите крыло петушка.

4. Прежде, чем приступить к росписи, вспомним, какие элементы дымковской росписи вы знаете (круги, колечки, точки, полоски, волнистые линии, ромбы)

5.Сначала рисуем гребешок, бородку, крупные элементы узора, используя кисть потолще. 6.А теперь кисточкой потоньше рисуем более мелкие узоры.

7.Приклеиваем петушку крыло и вот наша игрушка готова!

Детские работы:

Вот петух нарядный, Весь такой он важный, У большого петуха Все расписаны бока, Посмотрите, пышный хвост У него совсем не прост, Точно солнечный, Краской красною горя, Как корона у царя.

Рекомендуем посмотреть:

Урок рисования в 1 классе по теме: Рисование снежинок

Мастер-класс. Рисование «Заяц-беляк» Урок рисования в начальной школе по теме Снегири Урок рисования по теме Зима — 1 класс

Конспект урока ИЗО в 1 классе по программе «Школа 2100»

Урок ИЗО по ПДД, 1 класс

Как нарисовать дымковскую игрушку карандашом

Художественная роспись широко известна не только по своим объемным поделкам, но и в виде незатейливых картинок. Нарисовать их может даже ребенок, а для легкости изображения используются самые простые линии. На примере рисунка лошадки можно увидеть несложность исполнения:

  • два овала один перпендикулярно другому (туловище и шея);
  • третий поменьше – под углом к шее;
  • детали соединяют плавными линиями;
  • дорисовывают две передние ножки с внешним выгибом, затем заднюю и в середине – четвертую ногу (как бы задний план);
  • обводят контур, к нему добавляют гриву, ушки, уздечку, хвост;
  • затем приступают к раскраске.

Основные типы дымковской игрушки

Для всех фигурок и поделок характерны общие черты: формы, расцветки, узоры, технология создания. Хотя каждая игрушка имеет свои индивидуальные черты и не похожа на своих собратьев, все разнообразие форм условно делят на несколько групп.

Женщины

По форме барышни имеют величественную осанку, круглую колоколообразную юбку в пол и обязательно головной убор: кокошник или шляпку. Это могут быть кормилицы с младенцами на руках, водоноски, богатые барыни (с зонтиком, муфтой, собачкой и т. д.), девушки с хлебом-солью.

Кавалеры

Мужские фигурки не так популярны и более скромны, поэтому их ассортимент менее разнообразен. Одиночные фигурки, как правило меньше по размеру, также обязательно в головном уборе. Как правило, это военные, моряки, кавалеры в сюртуках. Более простые варианты (мужики) изображаются с балалайками, гармошками, собачками, верхом на животных.

Птицы

Обычно это индюки, петухи, утки. Все они раскрашены очень ярко, индюки и петухи – с распушенными разукрашенными хвостами, а утки – с пышными оборчатыми пелеринами и раскраской по всей поверхности.

Животные

В самом начале преобладали изображения тотемных животных: медведя, оленя, козла, барана. Позже с развитием промысла стали популярны фигурки и домашних животных. Как и в других поделках, преобладают яркие цвета.

Цельные композиции

Игрушечные группы могут включать в себя фигурки не только людей, но и животных или птиц. Сюжеты таких композиций разнообразны – от простых бытовых сценок до изображений гуляний или сказочных историй.

История промысла

Дымковская игрушка «родилась» в Кирове. Пять столетий назад за речкой Вяткой находилась небольшая слобода Дымково, куда царь Иван III приказал переселить жителей из северных регионов России. Среди них оказалось много талантливых мастеров гончарного дела, которые на новом месте развернули активную деятельность по производству игрушек. Целые семьи были вовлечены в рабочий процесс: одни добывали глину и делали смеси из комового мела; другие — лепили игрушки; третьи — их обжигали; четвертые — белили и разрисовывали.

Четыреста лет развивался дымковский промысел. За это время сложились свои темы, образы, характерные рисунки. Тут не нашлось места невыразительным орнаментам или тусклым оттенкам. Дымковская игрушка — это воплощение жизни в самых радостных красках. Не удивительно, что к началу 19 века свистульки из Дымкова завоевали любовь жителей всей России. В год производилось больше 100 тысяч игрушек, которые продавались в столице и Оренбургской губернии. Над их созданием работали 59 семей из Дымково. Среди самых известных фамилий звучали Кошкины, Никулины.

(Мезрина Анна Афанасьевна — мастерица дымковской игрушки)

В начале 20 века для дымковской игрушки настали «черные времена». Они перестали пользоваться былой популярностью, поэтому знаменитые семьи гончарных ремесленников начали искать другие варианты заработка. Эксклюзивные свистульки начали вытесняться дешевыми гипсовыми вариантами. Только одна мастерица, Анна Мезрина, осталась верной традиционному изготовлению из глины. Именно ей потомки могут быть благодарными за сохранение дымковского промысла.

(Мастер Е. А. Кошкина и художник А. Деньшин)

Не менее важную роль в продолжение традиций предков сыграл и художник Алексей Деньшин. С юных лет он увлекался дымковской игрушкой, тщательно зарисовывая все известные орнаменты

Даже после Октябрьской революции не терял надежды привлечь внимание к народному искусству: выпускал рукописные альбомы, собирал коллекции игрушек. Его старания увенчались успехом: в 30-х годах 20 века в Кирове начал возрождаться дымковский промысел

Оцените статью
Шутник-реалист
Добавить комментарий