Помогаем ребенку освоить пальчиковое рисование

Содержание
  1. Что понадобится для творчества?
  2. Первый урок
  3. Наш первый шедевр
  4. Играем, рисуя пальчиками, с детками после года
  5. Пальчиковое рисование для детей
  6. Играем, рисуя пальчиками, с детками до года
  7. 1 этап (хаотичные отпечатки)
  8. Подготовка к рисованию
  9. На что стоит обратить внимание при выборе пальчиковых красок
  10. Пальчиковые краски
  11. О вкусных и невкусных красках
  12. Пальчиковые краски для малышей
  13. Характеристика пальчиковых красок
  14. Цель рисования пальчиками
  15. Первый урок
  16. Характеристика пальчиковых красок
  17. 3 этап
  18. Техники рисования красками и карандашами
  19. Шаблоны для рисования пальчиками для детей
  20. Виды раскрасок
  21. Зачем нужно рисование пальчиковыми красками?
  22. Занятие рисование пальчиками
  23. Раскраски для старших дошкольников
  24. Фотогалерея: предметные картинки для разукрашивания детьми старшего дошкольного возраста
  25. Предварительная подготовка

Что понадобится для творчества?

  • Кусок ватмана
  • Пальчиковые краски
  • Клеенка застелить пол
  • Ваше хорошее настроение

Первый урок

Первый урок очень важен и ответственен. Именно от него зависит понравиться ли вашему малышу рисование, и в какой атмосфере будут проходить занятия потом. Поэтому, главное правило:приступайте к художественному делу только в хорошем настроении творца! Ребенок должен быть расположен к творчеству и к новым открытиям.

Итак, для начала готовим рабочее место (заранее необходимо продумать, где и как вы будете творить, на каком полотне, и в какой одежде). Стелим клеенку, а поверх нее ватман, переодеваемся, достаем краски, готовим влажные салфетки и ура – можно приступать к творчеству!

Если ребенок любит классическую музыку и она оказывает на него благоприятное влияние, очень неплохо провести урок под вашу любимую мелодию. Это поможет настроиться и приготовиться к чуду вашему малышу.

Наш первый шедевр

Садимся и берем ребенка себе на руки. Сначала мама окунает свой палец в краску и проводит несколько линий, рассказывая малышу, что она делает и как это хорошо и забавно. Потом к рисованию приступает малыш.

Окуните его пальчик в краску и проведите горизонтальную линию. Наблюдайте за реакцией малыша, подбадривайте его, улыбайтесь и радуйтесь вместе с ним. Предложите ребенку самому попробовать, ведь теперь настал час его творчества!

  1. Первое занятие не стоит проводить слишком долго, чтоб малыш не устал, и ему не надоело творить. 5-10 минут будет вполне достаточно.
  2. Если малышу понравится рисовать, будьте готовы к тому, чтозаканчивать творить ему может и не захотеться, поэтому мыться в ванную придется идти с красками и рисовать еще и там Но, поверьте, это очень весело и забавно!
  3. Сворачиваем клеенку, ватман оставляем сушиться со столь памятной первой картиной.
  4. Все, теперь можно и отдохнуть !
  5. Хорошего и веселого творчества вам и вашему малышу!

Играем, рисуя пальчиками, с детками после года

Деток постарше интересуют цвета. Просто манной каши или блеклых пищевых красителей им уже мало.

Предложите им гуашь или специальные пальчиковые краски. Отливайте краску из баночки в маленькую посуду или прямо на лист, чтобы малыш не вылил ее всю. Ему будет интересно размазывать кляксы по чистому листу, и выводить рисунки пальчиками:

Деток этого возраста уже можно учить таким техникам рисования:

  • Рисование линий пальчиками;
  • Отпечатки пальчиков, ладошки или кулачка;
  • Комбинирование линий и отпечатков.

Малышу можно предложить раскраски, чтобы закрасить цветами нарисованные элементы. Также можно рисовать на белой или цветной бумаге. Полезно рисовать и пластилином. Для этого сначала замазывается основной фон картинки кусочками пластилина, а затем налепливаются рисунки. Это также отлично стимулирует пальчики, а соответственно мелкую моторику ребенка.

Легче всего начинать и простых линий красками и отпечатков. Малыш учится совмещать образный предмет с реальным, нанесенным на бумаге. Нарисуйте сюжет из известной ребенку на слух сказки. Так он наглядно увидит, как выглядит эта история. Пусть его первые попытки не покажутся вам чем-то художественным и логичным, но для ребенка они имеют немалый смысл и значение. Простые линии на бумаге у него уже ассоциируются с дорогой, а отпечатки пальчика с зернышками или снежинками. Нарисуйте с малышом такое дерево, как на фото, используя отпечатки пальчика разных цветов, вместо листиков, это просто и весело:

Также очень забавно рисовать ладошками. Отпечатки ладошки могут обозначить лучики солнца, цветы или осьминожек в море. Используйте ребро ладони, пальчик поперек или кулачек – каждый раз будет получаться оригинальный отпечаток. Останется только дополнить линиями или точками и завершить сюжет картинки:

Посмотреть большое видео о разных техниках рисования пальчиками можно здесь:

Храните шедевры ваших малышей и сравнивайте их с дальнейшими работами, чтобы проследить интересные тенденции. Возможно, ваш малыш станет известным художником, а его первые работы будут особенно ценны для вас. Развивайте таланты своих деток.

Пальчиковое рисование для детей

На первых занятиях родитель или педагог должен помогать малышу, показывать, что делать, внятно объясняя каждое действие. Когда малыш увидит, как взрослый погружает палец в яркую субстанцию, затем изображает на листе причудливые пятна и линии, он непременно загорится желанием сделать так же. Желательно вносить в занятия по рисованию игровые элементы, так ребенку будет еще интереснее. Например, рассказать короткую историю о раскрашиваемом персонаже.

Первые детские рисунки вряд ли будут похожи на что-то внятное. Это будет абстракция, представляющая собой хаотично разбросанные пятна и полоски. Но слишком многого требовать не стоит, ведь в 1–3 года малыш еще слабо управляет мелкой моторикой.

Занятия по рисованию для дошкольников 1–3-летнего возраста должны на начальном этапе длиться не больше 5–10 минут

В таком возрасте малыши, еще не умея надолго концентрировать внимание, быстро утомляются, начинают отвлекаться на посторонние предметы и события

Детям с 3–4-х лет можно предложить поработать с шаблонами. Взрослый должен рассказать, как рисовать на эскизном изображении, объяснить, что нельзя растирать краску по бумаге, вылезать за обрисованный контур. Пусть ребенок сам выберет шаблон, который хочет разрисовать.

Играем, рисуя пальчиками, с детками до года

Ребенка в возрасте до года нужно приучать к рисованию постепенно. Можно каждый день показывать ему на своем примере, как рисовать пальцем красками, проводя линии и точки на листе бумаги. Урок может длиться всего пару минут, но проводиться систематически. Через несколько таких уроков, малыш сам потянется к краскам, чтобы попробовать сделать так же, как мама.

Малышу можно предложить различные игры с рисованием пальчиками. При этом, рисовать можно не только красками. Для этого подойдет и «кухонный материал» — мука, мелкая крупа, соль или даже песок.

Можно насыпать этого «материала» в противень или большую картонную крышку от коробки. Распределив содержимое тонким слоем по поверхности, можно начинать рисовать пальчиком, выводя линии и кружочки:

Для самых маленьких игры будут короткими, а материал самым простым, чтобы удержать его интерес. В возрасте до года лучше не давать ребенку настоящие краски, пусть даже и самые «безвредные», ведь он все равно будет их пробовать на вкус.

Заменитель красок для самых маленьких – натуральные пищевые красители. Можно использовать сами продукты: ягоды, морковку, шпинат, свеклу. Сок этих ягод или овощей нужно выдавить и налить в тарелочки. Малыш будет макать туда пальчик и рисовать на бумаге. На первых порах нужно показывать малышу на своем примере, завлекая его в процесс.

Кроме сока можно рисовать и кусочками вареной морковки или свеклы, а также раздавить ягоду смородины или малины прямо на листе. Деткам в этом возрасте еще не важен результат их работы, им интересен сам процесс, поэтому не пытайтесь учить ребенка «как надо», пусть он просто делает то, что хочет.

Разумеется, что маме необходимо перед творческими развлечениями одеть ребенка в «спецодежду» — кофточку и штанишки, которые не жалко испачкать, а также усадить малыша себе на руки или в детский стульчик, покрытый материалом, который легко моется. В таком случае, и ребенок получит удовольствие от творческого процесса, и мамины нервы будут в порядке:

Предложите малышу рисование манной кашей. Да-да, кашей… не очень жидкая манная каша – это отличный материал, который так прекрасно мажется. Пластиковый детский столик, большой поднос или просто бумага могут служить холстом. А если добавить в кашу пищевой краситель (немного сока), получатся краски. Пусть малыш мажет этими «красками» по столу, пробует на ощупь и изучает все их свойства. Плюс в том, что ребенок не отравится, даже попробовав их на вкус. Предложите художнику пару цветов, пусть он попробует их смешать.

Снимите малыша за творческим процессом на видео – получится прекрасный сюжет в архив. Ни в коем случает не нужно запрещать малышу рисовать так, как ему хочется. Дайте ему свободу действия, заранее позаботясь о безопасности этих действий и наблюдая за ним.

1 этап (хаотичные отпечатки)

Рисование пальчиковыми красками можно начинать, как только ребенок начал сидеть на попе. Обычно это происходит на 8-ом месяце жизни. Ваш ребенок надежно сидит в кресле для кормления – положите на столик перед ним лист белой бумаги (чтобы лист не падал со стола, укрепите его на двухсторонний скотч). И рядом поставьте плоскую баночки с краской (подойдет капроновая крышка от банки) – ее тоже крепим на двухсторонний скотч, чтобы ребенок не сбросил ее со стола.

Покажите своими руками как интересно оставлять следы на бумаге. Потом возьмите его ручку, выделите пальчик и попробуйте порисовать рукой ребенка. Это очеть полезная для детей работа. Ведь здесь идет ВЫДЕЛЕНИЕ УКАЗАТЕЛЬНОГО ПАЛЬЦА – отделение его от остальных пальцев руки.

Конечно первое время ребенок будет работать всеми пальцами и ладошками. Но вы постоянно показывайте ему, что указательным пальцем рисовать удобнее, берите и рисуйте его пальчиком каждый раз – хоть 1-2 минуты. Рано или поздно ребенок осознает ЛИДИРУЮЩУЮ РОЛЬ указательного пальца – и это будет прорыв в развитии его художественных навыков.

Чтобы первое пальчиковое рисование ребенка имело ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СМЫСЛ, вы можете заклеивать часть бумаги ШАБЛОНОМ (кусочком малярной ленты). Как на фото ниже.

Пальчиковой краской для детей может служить гуашь, в нее надо насыпать соли – чтобы у ребенка не было желания ее слизывать с пальцев.

Если вы не хотите давать краску с химзавода. Сделайте пальчиковую краску сами. Это может быть густая сметана, густой творожок или манная каша — куда вы добавите пищевые красители.

Придумайте сами интересные темы рисунков для детей – например, сделать снегопад над городом. Естественно вы сами рисуете город – а уже ребенок пальцем рисует точечный снег над ним.

Однажды вы заметите, что рисуя снегопад над деревом, ребенок начнет раскладывать снег его по веткам, и под деревом складывать сугробы . Или укладывать снег там, где вы скажете. Это значит, что ребенок УЖЕ МОЖЕТ целенаправленно ПОПАДАТЬ в заданные зоны рисунка, то есть он уже готов для следующего этпап пальчикового рисования.

Подготовка к рисованию

Поскольку рисуют пальчиками совсем маленькие дети, важно тщательно подготовиться к занятию, чтобы не пришлось проводить капитальную чистку и стирку в доме. Одежда на ребенке должна быть той, которую не жалко выкинуть после занятия, потому что маленький художник непременно ее измажет

Если стоит теплая погода, малыша можно раздеть, чтобы он не ограничивался бумагой, а смело пробовал рисовать на себе. Закройте стол полиэтиленом или оставшимися от ремонта обойными кусками. Если есть клеенчатые передники, родитель может надеть их на себя и на малыша.

Приступайте к занятию, когда ребенок находится в позитивном настроении, не голоден, не сонный. Не заставляйте малыша рисовать, иначе у него напрочь отпадет интерес к изобразительному творчеству.

На застланный стол положите лист бумаги, краски, влажные салфетки и сухие тряпочки. Желательно отложить небольшое количество пигментов в рабочие емкости. Из баночек дошкольнику сложно загребать пальцами краску. Проще это делать, когда пигмент находится в широких и неглубоких емкостях, например, в обычных пластиковых крышках для закаточных банок или блюдечках.

Бумага может быть любого формата, но для первых занятий предпочтительны ватманские листы А3 и А2, так как малыши обычно широко размазывают краску. Можно использовать для занятия раскраски, распечатать контурные шаблоны. Если рукомойник находится далеко, желательно поставить на стол миску с подогретой до +30–40°C водой. В ней маленький художник будет мыть пальчики после нанесения определенного цвета.

На что стоит обратить внимание при выборе пальчиковых красок

Пальчиковые краски

Краска должна быть максимально безопасной для ребенка. Не содержать вредных веществ, быть экологически чистой, чтобы даже в случае попадания в рот малыша ничего страшного не произошло (я имею в виду, если ребенок оближет пальчик, а не съест баночку краски ). Так что перед покупкой было бы не лишним проверить наличие сертификатов качества красок;

Очень хорошо рисовать теми цветами, которые вы сейчас с ребенком изучаете. Например, желтый и зеленый – ими и рисуем. Получаем удовольствие и заодно закрепляем пройденный материал. Можно даже посвятить целый день определенному цвету. Искать с малышом игрушки этого цвета, просить его принести цветные кубики, посуду, элементы декора. Конечно же, рисовать будем также этим цветом;

Лучше всего рисовать на ватмане. Альбомные листы формата А4 могут оказаться слишком малыми для полета творчества вашего малыша, поэтому, заранее запаситесь «холстами» для вашего художника, чтоб ничто не смогло помешать вашему совместному творчеству;

Будьте готовы к тому, что когда ребенок войдет во вкус рисования,краска будет везде: на нем, на вас, на полу или столе, мебели и коврах, поэтому неплохо было бы позаботиться о том, как потом все это отмывать. Для меня лучшим вариантом оказалось рисование на полу. Я застилаю область, отданную под мастерскую художника, клеенкой и не беспокоюсь потом об уборке

О вкусных и невкусных красках

Первое, что попробует сделать ваш начинающий художник шести месяцев, — отправить краску себе в рот. Это совершенно естественно для ребенка в таком возрасте. Наиболее частая реакция родителей — ограничивать движение рук и одергивать ребенка постоянными «нельзя». К сожалению, такие действия исключают свободную деятельность малыша. В этом случае весь смысл процесса рисования пропадает.

Конечно, любая краска — это абсолютно несъедобная вещь, и об этом нужно помнить! Отучить ребенка есть краски можно таким способом: добавьте в краски раствор английской соли или горчицу. Ребенок поймет: раз «горько», значит, «нельзя»!

Стоит отметить, что и гуашь, и пальчиковые краски сами по себе тоже довольно неприятны на вкус, и вряд ли малышу захочется попробовать их еще раз. Поэтому не переживайте очень сильно, если он оближет свой покрашенный палец или рисунок.

Пальчиковые краски для малышей

Для самых маленьких хорошо подойдут пальчиковые краски.

  • Давать их можно малышу примерно с полугодовалого возраста
  • Такие краски специально делают для самых маленьких и они не содержат вредных и токсичных ингредиентов, изготавливаются с использованием пищевых красителей, потому что маленькие детки все тянут в рот и пробуют на вкус
  • Чтобы дети этого не делали, обычно в краски добавляют соль или другой ингредиент, попробовав который ребенок больше не захочет это повторять
  • Пальчиковые краски легко отмываются с любых поверхностей, смываются с кожи ребенка, отстирываются с одежды

Характеристика пальчиковых красок

Детские психологи уверены, что чем раньше ребенок начнет рисовать, тем более смышленым он вырастет. Пока малыш не научился держать в руках кисти и карандаши, пальчиковые краски – лучший вариант. К тому же, фломастеры, цветные карандаши, акварель и гуашь содержат в своем составе небезопасные вещества, да и удалить следы от них с одежды и мебели очень непросто.

На большинстве упаковок с пальчиковыми красками написано, что они предназначены для малышей от 1 года, следовательно, не содержат вредных компонентов, способных проникнуть через кожу, так как малыши рисуют непосредственно руками.

Основные компоненты:

  • связующие вещества;
  • пигменты;
  • вода.

Пальчиковые краски готовы к использованию, имеют однородную консистенцию и структуру. Они легко смываются с рук и одежды. Некоторые виды имеют дополнительные свойства:

  • Краски могут содержать мелкие частицы, которые придают высохшему рисунку шероховатость, расширяя познания ребенка.
  • Флуоресцентные краски светятся в темноте.
  • Некоторые производители добавляют горькие вещества, чтобы отбить у ребенка охоту пробовать краски на вкус.

В продаже родители увидят наборы с разным количеством цветов. Для начала достаточно приобрести 4 основные краски – красный, зеленый, синий и желтый. Внимательно изучите состав красок, убедитесь, что они предназначены для рисования руками. Качественный товар безопасен, не принесет вреда ребенку.

Цель рисования пальчиками

Рисование пальцами — не просто развлечение. Его основная цель — сенсомоторное развитие. Как и пальчиковая гимнастика, рисование пальцами положительно влияет на мелкую моторику. А она в свою очередь связана с психическим и интеллектуальным развитием, поскольку за моторику и умственно-речевые навыки отвечают одни и те же отделы мозга. Поэтому школьники, которые в младшем дошкольном возрасте часто рисовали, лепили, мастерили, обычно хорошо учатся, у них не возникает проблем с письмом и чтением.

Вот какие задачи выполняет рисование пальцами:

  • улучшает мелкую моторику и тактильное восприятие;
  • стимулирует мыслительную способность, развивает речь;
  • знакомит с окружающим миром, формирует познавательный интерес;
  • формирует представление о предметах, колерах и формах;
  • развивает логическое и образное мышление;
  • улучшает память, концентрацию внимания;
  • развивает художественное восприятие, воспитывает интерес к изобразительному искусству;
  • улучшает психоэмоциональное состояние.

Первый урок

Если вы решили заниматься за обычным столом, возьмите малыша на руки. Далее поэтапно показывайте ему, как работать с пальчиковыми красками:

  1. Опустите палец в яркую краску, сделайте несколько мазков на бумаге. Общайтесь с малышом, рассказывайте ему, что вы делаете, всем своим видом показывая, что это весело и увлекательно.
  2. Если ребенок проявляет интерес, обмакните в краску и его пальчик, проведите им по бумаге.
  3. Позвольте ребенку самому выбирать краску, так как у него могут быть любимые цвета.
  4. Покажите, что мизинчиком можно нарисовать тонкую линию, а большим пальцем – широкую.
  5. С помощью ладошки можно получить разные отпечатки – овалы, круги. Ребенку будет интересно наблюдать, как яркое пятно расплывается на бумажной салфетке, какой оттиск можно оставить пальцами и ладошками на шершавых обоях.

Для первого раза достаточно 10–15 минут, маленькие дети быстро теряют интерес.

Осталось вымыть малыша и все окружающие предметы, высушить и сохранить на память первую картину, этот рисунок будет вызывать у вас светлые воспоминания. Если ребенок не проявил интерес, не настаивайте, подождите несколько дней и повторите попытку.

Характеристика пальчиковых красок

Детские психологи уверены, что чем раньше ребенок начнет рисовать, тем более смышленым он вырастет. Пока малыш не научился держать в руках кисти и карандаши, пальчиковые краски – лучший вариант. К тому же, фломастеры, цветные карандаши, акварель и гуашь содержат в своем составе небезопасные вещества, да и удалить следы от них с одежды и мебели очень непросто.

На большинстве упаковок с пальчиковыми красками написано, что они предназначены для малышей от 1 года, следовательно, не содержат вредных компонентов, способных проникнуть через кожу, так как малыши рисуют непосредственно руками.

Основные компоненты:

  • связующие вещества;
  • пигменты;
  • вода.

Пальчиковые краски готовы к использованию, имеют однородную консистенцию и структуру. Они легко смываются с рук и одежды. Некоторые виды имеют дополнительные свойства:

  • Краски могут содержать мелкие частицы, которые придают высохшему рисунку шероховатость, расширяя познания ребенка.
  • Флуоресцентные краски светятся в темноте.
  • Некоторые производители добавляют горькие вещества, чтобы отбить у ребенка охоту пробовать краски на вкус.

В продаже родители увидят наборы с разным количеством цветов. Для начала достаточно приобрести 4 основные краски – красный, зеленый, синий и желтый. Внимательно изучите состав красок, убедитесь, что они предназначены для рисования руками. Качественный товар безопасен, не принесет вреда ребенку.

3 этап

ЛИНЕЙНОЕ ВЫСТРАИВАНИЕ.

На листе бумаги педагог рисует линию. Ребенок на эту линию должен нанизать цветные бусинки-кружочки. Чтобы получилась радужная гусеница. Или бусы для мамы. Или гирлянда с разноцветными лампочками. Много идей рисования пальчиками для детей вы найдете в окружающем мире. Посмотрите вокруг …

Для маленьких детей нанизыввание отпечатков на одну линии, или в определенное место – ТРУДНАЯ ЗАДАЧА . Ни в коем случае не ругайте его, за то что он «такой разява» мимо тыкает. Хвалите его за точное попадание и улыбайтесь шутите по доброму над неточным – говорите «Ух, молодец, почти попал!» даже если он совсем не в том месте. Помогите ему прицелиться – возможно ребенок даже не понимает что он него ждут прицельного расположения отпечатков пальцев на определенное место.

Ваша речь для него тоже не всегда понятна. Фраза «ставь пальчик на линию» ему может быть не понятна. Возьмите его ручку в свою руку и вместе с ним сначала пройдите весь рисунок. А завтра предложите ему сделать тоже самое –и вы увидите что он уже САМ сделает то, что вчера мог только с вашей помочью.

В педагогике есть такое понятие ЗБР – зона ближайшего развития. ТО, ЧТО ребенок может сегодня сделать С ПОДСКАЗКОЙ ВЗРОСЛОГО – завтра он сможет сделать ПОЧТИ САМ, а после завтра САМОСТОЯТЕЛЬНО. Создавайте ему такие ЗБР-ЗОНЫ… пусть он сначала с вашей помощью осваивает новые движение в рисовании.

Линии могут иметь УЗЛЫ – места расположения пятна. В герлянде это цоколи лампочек. В растениях это — изгибы веточек и стебельков.

Теперь вы знаете с чего начать, чем продолжить и к какому совершенству стремиться. Рисуйте пальцами, руками, ладошками. Рисуйте и будьте счастливы.

Техники рисования красками и карандашами

Все техники рисования предполагают использование разных материалов в зависимости от возраста и возможностей ребенка. Совсем малышу мы даем краски, мелки, фломастеры, а ребенку постарше – карандаши и т.д.

Все техники перечисляю в порядке возрастания сложности.

Свободное рисование

Мой сын называет такое рисование «каляки-маляки».

Мы знакомим ребенка с материалами для рисования и даем ему возможность поэкспериментировать. При этом никаких заданий нарисовать что-то конкретное давать не надо.

Практикуйте свободное рисование как можно чаще в любом возрасте ребенка. Оно отлично развивает фантазию.

Закрашивание листа

Даем ребенку краски, мелки и т.д. и предлагаем нарисовать:

  • травку для коровки,
  • водичку для рыбки,
  • песок, снег.

Малышу нужно закрашивать лист, а не рисовать отдельные травинки и т.п. С таким заданием справится и однолетка.

Здесь также здорово использовать валики для рисования – простые или фигурные.

Закрашивание элемента

Рисуем основу (маленькие изображение животных и разных предметов) и просим ребенка спрятать их, закрасив:

  • спрячь мышку, зайку, рыбку, жучка;
  • спрячь луну и звезды, солнце, машинку.

С совсем маленькими детьми интересно делать это губкой, с детьми от 2 лет полезно закрашивать элементы карандашами.

Рисуем точки

Предварительно нарисуйте основу для рисунка — птичку, которую ребенок будет кормить, кустик, на котором будут расти ягоды и т.д.

Предложите ребенку нарисовать: зернышки, ягодки, снег, капли дождя, бублик с маком, веснушки, горошек на платье.

Рисуем линии

  • Прямые: лучики солнышку, стебли цветочкам, ботву морковке, забор, клетка, дорожку, рельсы, лапки жучкам, иголки кактусу, зубчики расческе.
  • Волнистые: волны кораблику, червячков, ноги осьминогу, дорожки для машины, волосы.
  • Ломаные: горки, заборчик, сосульки, дорогу с поворотами, колючки ежику.

Рисуем круги, овалы

Мячики, яблоки, конфеты, елочные игрушки, бусы, воздушные шарики, рябину, ягодки, пузыри, яйца, шишки.

Рисование спиралей

Предложите ребенку нарисовать: домик улитки, дым, полет пчелы, кудряшки, колечки овечке, нитки.

Дорисовываем

Антошка очень любит играть в такую игру: я говорю, что один мальчик рисовал разные фигуры, но не дорисовал, и предлагаю сыну дорисовать. Он с большим удовольствием это делает. Так мы дорисовываем:

  • геометрические фигуры;
  • я рисую дорогу (прерывистую линию) и Антошка ее ремонтирует,
  • любые простые и понятные по сюжету рисунки.

Рисование простых сюжетов

Это самый сложный этап в освоении рисунка. Здесь ребенок комбинирует разные техники рисования по заданию взрослого.

Поочередно предлагайте ребенку нарисовать различные элементы, которые в конечном итоге превратятся во что-то конкретное. Но предоставьте ребенку максимум свободы, которая возможна.

Цель такого рисования – показать ребенку, как поэтапно появляется готовое изображение.

Шаблоны для рисования пальчиками для детей

Большое количество шаблонов можно найти в свободном доступе в интернете, загрузить, распечатать. Можно использовать картинки не только для рисования пальцами, но и для создания пластилиновых картин. Шаблонные контуры бывают многоцветными, соответствующими колерам, которые нужно наносить пальчиком, и одноцветными. Плюс использования шаблонов в том, что родителю почти не приходится помогать малышу, рисунок получается красивым и понятным.

Шаблоны могут быть внутренними, когда закрашивается пространство вокруг наложенного на бумагу силуэтного изображения, и наружными, когда раскрашивается сам объект, вырезанный по контуру из шаблонного листа.

Для малышей 2–4-х лет желательно подбирать сюжетно простые картинки. Например, радугу, цветок, виноград, рябину, арбуз. Когда дошкольник освоит технику рисования по шаблону, можно подобрать что-нибудь посложнее. Например, бабочку, рыбку, новогоднюю елку, домашнего питомца.

Виды раскрасок

В огромном многообразии раскрасок для детей можно выделить несколько основных групп. Самые распространенные из них:

пальчиковые;

Предназначены для самых маленьких. Суть в том, что, обмакнув пальцы в краску, малыш раскрашивает нужные детали.

водные (волшебные);

Для их раскрашивания необходима только кисточка и вода. Цвет появляется, когда по рисунку проводишь мокрой кистью. Также предназначены для самых маленьких.

напольные;

Чаще всего они изготовлены из полиэтилена или пластика и являются многоразовыми. Раскрашивают их фломастерами, маркерами или мелками. Подходит в зависимости от сложности изображения для детей от 3 лет и старше.

контурные;

Привычные для всех книжки, в которых нужно закрасить рисунок, представленный в виде контуров. Чем старше ребенок, тем сложнее должно быть изображение. Они могут сопровождаться текстом сказки или стишками, описывающими изображенных героев.

развивающие;

Обширная группа, которая объединяет в себе множество видов. Общей чертов в них является наличие развивающего и обучающего момента: развитие памяти, внимательности, работа с цифрами и др. К ним относятся раскраски:

  1. по образцу, в которых нужно в точности повторить цветовую гамму;
  2. по номерам – в них каждый фрагмент подписан определенным номером, которому соответствует нужный цвет;
  3. по точкам – в них, прежде, чем раскрашивать, нужно обвести контур рисунка по точкам.

Помимо названных еще есть раскраски с наклейками, головоломками, лабиринтами, загадками и т.д. К развивающим близки по своим целям обучающие. Они содержат в себе элементы математики, грамматики и др. школьных предметов.

Зачем нужно рисование пальчиковыми красками?

Обучающий и развивающий эффекты рисования сложно переоценить. С помощью творчества красками мы:

  • развиваем мелкую моторику;
  • развиваем воображение и образное мышление;
  • учим геометрические фигуры, рисуя их;
  • учим цвета, смешивая краски;
  • развиваем сенсорику и тактильные ощущения (рисуя пальчиками);

Но мне, все же, кажется, что в рисовании в целом и – рисовании пальчиками в частности, главное — не все эти плюсы развития, как может показаться на первый взгляд. Главное – это то удовольствие, которое ребенок получает от творчества!

Возможность выразить себя с помощью краски, изобразить наглядно свои эмоции, настроения, переживания.

В возможности передачи детского впечатление на бумагу, как по мне, и состоит главная ценность рисования!

Пробуя разные методы рисования (кулачком, ладошками, полураскрытым кулачком, пальчиками) малыш познает мир и себя в этом мире. А что может быть интереснее?

Занятие рисование пальчиками

Заниматься с дошкольником нужно, соблюдая определенную этапность, зависящую от возрастных возможностей маленького художника:

Этап беспорядочных пятен. Это первые занятия с малышом раннего возраста, который еще не способен создать на бумаге образы, но его непременно увлечет размазывание ярких колеров по листу

На этом этапе важно показать малышу технику рисования, а также постараться выделить указательный палец как основной рабочий. Обычно малыши размазывают краску сразу всеми пальчиками

Нужно периодически в ходе занятия брать указательный палец ребенка, макать в краску, водить по бумаге именно им. Постепенно малыш поймет, что указательным пальчиком работать удобнее. Этот момент важен для ускорения развития письма и художественно-прикладных навыков у будущего школьника.

Этап раскрашивания по зонам. Постепенно дошкольник начнет осознавать, в каких местах и какого цвета нужно делать пятна, сюжеты его рисунков будут становиться все понятнее и осмысленнее. Например, если родитель попросит изобразить снежные сугробы, ребенок сделает это в нижней части листа в виде округлых белых холмиков. Это значит, у дошкольника формируется представление о зонировании изображения, то есть закрашивании определенных участков, за контур которых вылазить нельзя, иначе композиция нарушится. Практикуется такое рисование пальчиками в младшей группе, где дошкольникам 2–3 года.

Выстраивание по форме. Такая техника рисования предназначена для дошкольников 3–5 лет, которые уже имеют хорошую плоскостную и пространственную ориентацию. Она подразумевает, что ребенок изображает цветные пятна вдоль определенной линии или проставленных меток. Например, пальчиками нужно поставить зеленые листики на шаблонном изображении ветки дерева. Или разноцветные лампочки на новогодней гирлянде. Взрослому задание может показаться простым, но ребенок не всегда понимает, куда тыкать пальцы. Поэтому на первых порах ему нужно помогать, подсказывать нужные точки.

Дорисовывание. Это самый творческий этап, к которому приступают, когда дошкольник уже хорошо владеет техникой рисования пальцами. На этом этапе отпечатки пальцев становятся основой для дальнейшего вырисовывания персонажа с применением воображения. Например, изобразив в ряд несколько зеленых пятен, останется подрисовать маркерами глазки и ножки, чтобы получилась забавная гусеница.

Мазки. Это самый сложный этап. С помощью техники нанесения краски не пятнами, а мазками разной длины и толщины можно создавать высокохудожественные картины, напоминающие произведения импрессионистов. Рисование пейзажей и натюрмортов мазками практикуют в старших детсадовских группах, где дошкольники уже имеют представление о композиции, цветовых сочетаниях, оттеночных переходах.

Раскраски для старших дошкольников

Самые старшие детсадовцы (шестой и седьмой год жизни), раскрашивая картинки, руководствуются не только задачей «не выйти за контур». Им нравится подбирать цвета, находя наиболее удачные сочетания, чередовать их, образуя орнамент. Проявляют дети и свой художественный вкус: ограничиваются несколькими любимыми цветами, избегают слишком ярких, «кричащих» оттенков.

Фотогалерея: предметные картинки для разукрашивания детьми старшего дошкольного возраста

Интересны старшим дошкольникам и картинки с сюжетом, которые дети не просто разрисовывают, но и внимательно рассматривают, описывают, придумывают истории по ним.

Старшие дошкольники фантазируют и придумывают удивительные истории по мотивам раскрасок

Предварительная подготовка

На упаковках с красками написано, что они рекомендованы для детей старше 2–3 лет. Многие родители на собственном опыте убедились, что можно приступать к рисованию гораздо раньше.

Чем меньше малыш, тем серьезнее надо подойти к подготовительному процессу, чтобы увлеченный ребенок не разрисовал все вокруг. От первого занятия зависит, полюбит ли малыш рисование. Убедитесь, что ребенок сыт, не хочет спать, у него хорошее настроение.

Прежде чем усадить кроху за столик, подготовьте все необходимое:

  1. Переоденьте юного художника в одежду, которую не жалко запачкать.
  2. Наденьте передник из клеенки.

  3. Подготовьте лист плотной белой бумаги. Ее вполне можно заменить остатками обоев, используя обратную сторону.

  4. Отберите понемногу краски разных цветов, переложите ее в небольшие емкости, например пластиковые крышки или игрушечные чашки.
  5. Подготовьте влажные тряпки, салфетки.

Самое удобное место для занятий для самых маленьких – столик для кормления. Ребенку комфортно сидеть в нем, есть специальные выемки для красок, чтобы малыш ненароком не смахнул их на пол.

Оцените статью
Шутник-реалист
Добавить комментарий