- У истоков наскальных художеств
- Где рисовали первые люди?
- Как называются наскальные рисунки?
- Где жили?
- Когда возникла письменность
- Культура
- Знаменитые наскальные рисунки
- Первые наскальные рисунки
- Объекты искусства или примитивное отражение действительности?
- Техника выполнения и материалы
- Что означают рисунки на стенах пещер
- Где можно увидеть наскальную живопись?
- Историяй
- Что рисовали первобытные люди?
- Этапы зарождения искусства, когда были первые
У истоков наскальных художеств
Кроманьонцы, обитающие на земле 30 тыс. лет назад, для выражения своих чувств и эмоций использовали простые рисунки. Но наскальные рисунки первобытных людей нельзя называть примитивными, поскольку их создавали люди, обладающие незаурядными художественными талантами. Рисунки первобытных людей в пещерах – это графические и объемные изображения, барельефы на стенах. Таких рисунков на сегодня известно много: во Франции (юго-западная часть), Испании (северо-западная ее часть), Италии, даже в России, Сербии и Англии имеются в единичных экземплярах.
Фото с сайта 5.firepic.org
Наскальная живопись и картинки первобытных людей уникальны и чаще всего напоминают двухмерное изображение. При этом приемы, помогающие передать объем, стали применять только в период Возрождения. Наскальная живопись изобилует изображением носорогов, бизонов, мамонтов, оленей. Также на рисунках встречаются сцены охоты, изображены люди со стрелами и копьями. Изредка встречаются рисунки рыб, растений, насекомых. Краски, которыми выполнены рисунки, не тускнеют и в полной мере передают первозданную яркость. Трудно представить человека, который не имеет представления о том, что такое наскальные рисунки (фото помогут разобраться в этом).
Где рисовали первые люди?
Труднодоступные участки пещер, расположенные в сотне метров от поверхности, являлись прекрасным местом для рисования. Это объясняется прежде всего культовым значением наскальных изображений, требующим исполнения определенного обряда. Таким обрядом и было рисование. В плошки заливали растопленный и еще горячий жир диких животных, пучков мха или шерсти. Тогда художник начинал трудиться при свете каменных светильников.
Как называются наскальные рисунки?
Наскальные рисунки древних называются петроглифы (греч. – вырезать камень). Встречаются рисунки, выполненные в виде символов или условных обозначений. Рисунки содержат огромное количество ценной информации о быте представителей древнейшего населения, раскрывают традиции и исторические события, оказавшие влияние на древнего человека.
Фото с сайта 5.firepic.org
Более поздние рисунки выполнялись в виде символов или условных обозначений. Человек изначально стремился к выражению мыслей с помощью знаков, письма. Живопись приближала наступление этого момента, став переходным периодом между графическими рисунками и письменностью. Изображения получили название пиктограмм. Например, на территории Армении археологами были обнаружены начертания, напоминающие все известные древние алфавиты. Самые древние изображения, найденные здесь, созданы более 9 000 лет назад. Наскальные рисунки первобытных людей – картинки, созданные первыми людьми.
Где жили?
Как мы писали выше, сперва типичным местом жилища наших очень далеких предков были пещеры. Но вот только пещер удобных для проживания было не так и много, а численность первобытных людей со временем увеличивалась, и в какой-то момент пещер на всех перестало хватать. И вот перед первобытным человеком впервые возник «квартирный вопрос» – где жить (как видите, этот вопрос является актуальным во все исторические эпохи, и в нашу в частности).
Пещера первобытного человека.
Чтобы решить «квартирный вопрос» первобытные люди научились строить первые жилища, которые делали в том числе из костей умерших животных. Бывало, что удавалось убить какого-нибудь большого мамонта и в его останках создать себе уютное жилище. Мощные кости мамонта вкапывались в землю, а сверху на них натягивались звериные шкуры, получался такой импровизированный шалаш, в котором вполне можно было укрыться от непогоды и жить своей первобытной жизнью.
Когда возникла письменность
На данный момент Бен Бэкон и британские ученые не спешат праздновать открытие, которое может изменить представление о жизни и сообразительности древних людей. Возможно, они действительно нашли пример самого первого письма людей — если их выводы верны, может оказаться, что люди научились писать за десятки тысяч лет до шумерского письма, около 40 000 лет назад. Но говорить об этом с полной уверенностью еще рано, потому что нужно дождаться мнения ученых из других стран. Справедливости ради необходимо отметить, что выводы Бена Бэкона и британских ученых звучат крайне интригующе и убедительно.
Пример шумерского письма, которое считается самым древним в мире
Вполне возможно, спустя некоторое время ученые изменят свое мнение об истоках письменности — появление этого навыка считается одним из главных достижений человечества за все время. Также научное сообщество может посмотреть на жизнь древних людей с другой стороны, ведь получается, что они синхронизировали свое расписание охоты с жизненными циклами животных. В общем, может оказаться, что наши далекие предки времен палеолита были гораздо более умными, чем считалось ранее.
Итак, значение загадочных символов на стенах пещер потенциально расшифровано — так это или нет, станет известно совсем скоро. Однако, в истории человечества еще много подобных тайн. Например, даже самые опытные специалисты до сих пор не могут расшифровать криптограммы Бейла, которые могут указывать на расположение сокровищ. Также никто не может расшифровать письмо пирата Оливье Левассера, в котором тоже говорится о сокровищах. Может, раскрыть тайны удастся вам? Попробуйте, вдруг получится.
Культура
Люди первобытного мира, как и люди современности, были разными, среди них были, как и условно «недалекие гопники», так и люди культурные, творческие. Определенно среди них были и певцы и возможно поэты, но следы их творчества, к сожалению, не дошли до нас, зато отлично сохранилось творчество первобытных художников.
Наскальные рисунки в пещерах являются не просто ярким примером творчества первобытного человека, порой они также представляют собой настоящие энциклопедии древнего мира, в них есть сведения о географии, природе, различных животных, на которых охотились древние охотники, зарисовки из быта древнего человека, его религиозных верований и многое другое. Свои картины безыменные художники древности рисовали при помощи различных подручных средств: это и палки и зубила, при помощи которых выбивались узоры на стене, и твердые породы камня и железные осколки и другие материалы, способные оставить след.
О наскальных рисунках первобытных людей на нашем сайте есть отдельная статья.
Знаменитые наскальные рисунки
Один из самых известных памятников археологии находится в Испании. Пещера Альтамира, в которой можно увидеть объемные изображения животных, в наши дни закрыта для посещения туристами. Это вовсе не прихоть ученых, а необходимость. Все дело в том, что изображения на сводах пещеры нанесены растительными красками, на которые оказывают губительное воздействие разные неблагоприятные факторы.
Туристы со всего мира стремились увидеть своими глазами древнюю живопись. Это не лучшим образом сказалось на влажности и температуре внутри пещеры. Рисунки покрылись плесенью. Власти Испании сначала ограничили посещение объекта, а затем и вовсе его закрыли. Однако все желающие познакомиться с петроглифами Альтамиры могут побывать в музее, расположенном недалеко от пещеры.
Быки пещеры Альтамира
В разных уголках нашей страны от Красноярского края до Карелии обнаружено немало мест с наскальной живописью. В России петроглифы называют обычно «писаницы». Древние художники не всегда творили в пещерах, излюбленные места – под открытым небом, например, на скалистых берегах рек и озер. Предполагают, что такие места имели для наших предков сакральное значение, рядом с ними проводили обряды и ритуалы.
Капова пещера
С каждым годом интерес к древней живописи растет. Все больше туристов хотят прикоснуться к миру прошлого, полному тайн и загадок. В России можно познакомиться с Беломорскими петроглифами, наскальной живописью Каповой пещеры, Шалаболинской писаницей, петроглифами Канозера и другими памятниками археологии. Не все рисунки можно хорошо рассмотреть в наши дни из-за разрушительного воздействия неблагоприятных факторов. Однако работа по сохранению наскальной живописи и ее изучению ведется непрерывно.
Петроглифы — писаницы или наскальные изображения
Также петроглифами называют все изображения на камне древнейших времён, с палеолита вплоть до Средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система письменных знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные живописные рисунки, так и более поздние рисунки и гравировки, например, на специально установленных камнях, мегалитах или на скалах.
Первые наскальные рисунки
Настоящей сенсацией в научном мире стало открытие древней живописи в пещере Гибралтара. По оценкам ученых, найденные тут изображения сделаны около 40 тысяч лет назад. Это значит, что наши представления о древнем человеке ошибочны – неадертальцы не были примитивными дикарями. Наши далекие предки нашли способ передавать свое восприятие мира, нанося рисунки на скалы.
Первым петроглифы нашел Марселино де Саутуола. В 1879 году вместе с дочкой они исследовали пещеру Альтамира в Испании. Археолог-любитель обнаружил внутри то, что взбудоражило ученых всего мира – рисунки, выполненные в эпоху палеолита. Находка настолько шокировала исследователей, что они сочли древнюю живопись фальсификацией. Однако скоро научному сообществу пришлось взять свои слова обратно и отказаться от обвинений – петроглифы были обнаружены в пещерах других стран.
Объекты искусства или примитивное отражение действительности?
Между первобытным «искусством» и современным невозможно поставить знак равенства. Но, рассматривая древние изображения, современные искусствоведы опираются на привычные формулировки, далеко уходя за пределы специфики первобытного искусства. Сегодня в мире искусства есть автор произведения, и есть потребитель. Древние художники создавали свои творения лишь потому, что обладали умением рисовать и чувствовали необходимость в отображении окружающей их действительности или значимых событий. Представления об искусстве у них отсутствовали либо были размытыми, но переполнявшие сознание образы находили выход в мир через своего создателя, которого, вероятнее всего, соплеменники считали наделенным сверхъестественной силой.
Фото с сайта 5.firepic.org
Так чем же отличается наскальная живопись от обычной современной? Отличие только в том, что первые рисунки выполнялись художниками эпохи палеолита, а в качестве холста использовалась скала. Конечно, феномен творчества связан с взаимодействием всех духовных сил и выбросом особым образом эмоций
Человек мог создавать нечто новое и важное для себя, но осознание этого явления происходило постепенно. Кроманьонец проживал в такой культурной среде, в которой отсутствовало разделение на отдельные сферы деятельности
А досугом в нашем понимании древние люди не располагали, так как их жизнь не делилась на строгое выполнение работы и отдых. Время, когда человек не боролся за существование, он посвящал выполнению ритуалов и иных действий, важных для благополучия племени.
Техника выполнения и материалы
Что побуждало людей рисовать? Просто желание создавать красоту или необходимость совершить и запечатлеть особый ритуал? Выполнить скальную гравюру было не так уж и просто, особенно, если краска наносилась в глубокие прорези, которые древний живописец высекал грубым режущим инструментом. Это мог быть крупный каменный резец. Такой инструмент был обнаружен на стоянке древних людей Ле Рок де Сер. В период среднего и позднего палеолита техника выполнения наскальной живописи первобытных людей более тонкая. Контуры гравюр высекались по несколько раз неглубокими линиями. Уже тогда использовалась штриховка и комбинированная роспись. Встречаются подобные изображения на бивнях и костях животных, которые относятся к тому же периоду.
Наскальные рисунки, фото в Пещере Альтамира
Фото с сайта 5.firepic.org
Краска первобытного человека – это все оттенки охры, которые использовались в качестве красного красителя, древесный уголь и марганцевая руда. Использовался и мел, гуано летучих мышей. Будущая краска растиралась при помощи кости или камня. Полученный порошок смешивали с жиром животных. У древних людей были даже прототипы современных тюбиков. Краски они хранили в полых частях животных костей, обе стороны которых запечатывались затвердевшим комочком из того же животного жира. Других красок, например, зеленых или голубых, не было.
Кистью первобытным художникам служили кости или острые палочки, концы которых расщепляли. Использовали и кусочки шерсти, которые привязывали к кости. Рисовали сначала контур, а потом закрашивали. Но встречаются и другие изображения. Например, отпечаток руки, который был забрызган краской через тростинку.
Древние люди не имели представления о композиции или пропорциях тела. Они рисовали больших хищников и на их фоне – крошечных горных козлов. Но это не мешало им создавать шедевры, сопоставимые с современным представлением о живописи. Точность передачи объектов и животных поразительна, и рисунки древних людей в пещерах запечатлели в камне древних животных, которые давно вымерли. Визуальный эффект усиливался благодаря тому, что изображение наносилось на выступ скалы.
Что означают рисунки на стенах пещер
Сначала ученые действительно считали, что пометки рядом с животными говорят о количестве убитых особей. Но потом они осознали, что древним людям такие записи были ни к чему — какой в этом смысл? Более вероятно, что предки современных людей считали дни по лунному календарю, чтобы следить за периодами скопления животных, их спариванием и временем рождения детенышей. Определив время, когда на животных выгоднее охотиться, древние люди могли сильно облегчить себе жизнь и повысить шансы на выживание.
Возможно, пометки на наскальной живописи помогали древним людям выживать
Символы рядом с фигурами животных действительно похожи на пометки в календаре. Ни на одной наскальной живописи нет более 13 точек и линий, так что они вполне могут означать месяцы лунного календаря (хоть и не совсем точные с современной точки зрения). Символ «Y», скорее всего, означает рождение животного — по мнению ученых, он похож на раздвинутые ноги.
Символ «Y» на наскальной живописи
Чтобы убедиться в правильности хода своих мыслей, ученые провели небольшое исследование. Они изучили наскальные рисунки, найденные в пещерах Франции и Испании. Больше всего их интересовали фигуры бизонов, зубров, коз и антилоп, а также нацарапанные рядом с ними символы. К удивлению ученых, записи древних людей хоть и примерно, но все же описывали жизненные циклы многих животных, за которыми велась охота.
Бизон на наскальном рисунке
Где можно увидеть наскальную живопись?
Во Франции в пещерах Ласко и Шове обнаружены рисунки, которые датируют примерно XVIII—XV тысячелетиями до н. э. На них изображены лошади, коровы, быки, медведи. В Испании в пещере Альтамира сцены охоты изображены древними художниками настолько искусно, что если смотреть на них при пылающем огне, то создается впечатление движения объектов. В Африке есть целый комплекс пещер с наскальной живописью. Это и Лаас-Гаальв Сомалиленде, и Тассилин-Адджер в Алжире. Обнаружены наскальные рисунки и в Египте (пещера Пловцов), Болгарии, Башкирии, Аргентине (пещера Куэва-де-лас-Манос) и многие другие.
Фото с сайта 5.firepic.org
Историяй
Большинство скелетов первобытных людей было найдено археологами на африканском континенте, что дает ученым основание полагать, что именно Африка была родиной человечества. Также именно здесь были найдены первые каменные орудия труда, которым приблизительно 2-2,5 млн. лет. Именно это время 2-2,5 млн. лет назад считается условной датой появления человека.
Если верить теории эволюции Чарльза Дарвина то появлению человека современного, так званного «Homo sapience» предшествовали австралопитеки, а затем «Homo habilis» – человек умелый. Австралопитеки и «Homo habilis» были своего рода промежуточным звеном между современным человеком и его ближайшим родичем – обезьяной (опять таки если верить теории Чарльза Дарвина). Они уже уверено передвигались на двух ногах, имели развитые кисти рук, способные не только держать камень или палку, но и уверенно использовать их, как впрочем, и другие примитивные орудия труда. Но в отличие от современных людей они еще не умели говорить, а общались друг с другом при помощи криков, возгласов и жестов, а тела их еще были покрыты шерстью.
Примерно так могли выглядеть австралопитеки.
Стоит заметить, что гипотеза Чарльза Дарвина имеет немало темных пятен, и некоторые ученые полагают, что найденные скелеты австралопитеков являются искусной подделкой.
Как бы там не было, первые следы «человека разумного», датируются 250 тис. лет назад. Первобытный разумный человек, он же неандерталец, наконец-то обрел речь, впервые, стал использовать пещеры в качестве укрытий и жилья (отсюда и название «пещерная эпоха», «пещерные люди»). В этот период истории первобытных людей появилась религия, культура и ее извечный атрибут – искусство. Удивительные наскальные рисунки во многих пещерах по всему миру являются отличным примером искусства первобытных людей, и это без сомнения первое проявления искусства в истории.
Неандертальцы в отличие от австралопитеков хоронили своих умерших сородичей, окружали их могилы камнями и цветами, имели различные религиозные и магические обряды и ритуалы, о чем говорит найденные археологами черепки животных, расставленные в строго определенном порядке.
Похороны первобытного человека.
Также у неандертальцев впервые появилась медицина: некоторые найденные скелеты дают основание говорить о том, что первобытные люди пытались вылечить своих больных либо травмированных родичей. Так некоторых скелетах имеются следы хирургических операций.
И наконец, примерно 40 тис. лет назад на смену неандертальцу пришел человек современный – «Homo sapience», который был по сути таким же человеком, как и мы с вами (только он не сидел за компьютером в интернете, а грелся у огня в какой-нибудь пещере). Первые скелеты современного человека были найдены в пещере Кро-Маньйон в южной Франции, и порой первых «Homo sapience» стали называть также кроманьонцами.
Некоторые ученые полагают, что какое-то время неандертальцы и кроманьонцы сосуществовали друг с другом, но на определенном периоде более умные кроманьонцы вытеснили и полностью истребили неандертальцев, которым оставалось либо эволюционировать, либо погибнуть.
Кроманьонцы против неандертальцев.
Но также стоит заметить, что вероятное противостояние кроманьонцев и неандертальцев, не более чем гипотеза.
Что рисовали первобытные люди?
Наскальные рисунки древних людей — это проявление эмоционального и яркого образного мышления. Не все могли создавать подобные шедевры, а только те, в подсознании которых возникали зрительные образы. Те, кого переполняли яркие образы, переносили их на плоскость скал.
Фото с сайта 5.firepic.org
Существует предположение, что с помощью наскальной живописи передавались видения, человек самовыражался и передавал полученный жизненный опыт. Но большинство ученых придерживаются версии о культовом значении рисунков: вероятно, они создавались перед охотой. Таким образом, человек пытался повлиять на результат, привлечь предпочитаемого зверя во время охоты.
Исчезновение некоторых животных, изменение климата повлекло серьезную смену деятельности человека. Теперь он больше времени проводил, выращивая животных и обрабатывая землю. Для охоты оставалось меньше времени. Это отразилось и в наскальной живописи. Рисунки теперь выполнялись не глубоко в пещере, а снаружи. Изображения человека теперь встречались все чаще. Животные, которых одомашнили, также изображались на пещерных гравюрах (сцены охоты на лис). Распространились схематические рисунки: треугольники, прямые или извилистые линии, нагромождение цветных пятен.
Если раньше чаще всего изображали сцены охоты, то теперь это были и ритуальные танцы, сражения, выпас скота. Таких рисунков много в Испании.
Этапы зарождения искусства, когда были первые
Искусство живописи зародилось, когда человек осознал потребность передавать информацию и изображать окружающий мир. Они рисовали все, что видели: животных и птиц, сцены охоты. И тех, кого почитали.
Территориально первобытное искусство охватывает все континенты, кроме Антарктиды. Большинство древней живописи найдено в Европе.
При этом нет четкого представления, когда впервые появилась наскальная живопись.
Одна из теорий связывает появление пещерной живописи с появлением людей, которые анатомически были схожи с современным человеком. По времени период относят к 40 000 году до нашей эры.
Для рисования древние люди использовали материалы, которые были сделаны из натуральных материалов. Например, земляные краски, древесный уголь, черная сажа. А кисточки делали из волос животных. Или рисовали пальцами.
Жителей пещер считают самыми древними художниками. В пещерах на юге Франции и Испании были найдены первые рисунки, которые датировали от 30 тысяч до 10 тысяч лет до нашей эры. Сохранность находок связана с тем, что пещеры были запечатаны на протяжении долгого времени. В них сохранялась одна и та же температура и влажность.
Подобные изображения жизни были найдены и в Африке, и на востоке Испании.
Их измельчали в порошок и наносили на поверхность.
Ученые предполагают, что разнообразная изобразительная деятельность появилась в начале позднего палеолита. Тогда древние люди начали создавать круглые скульптуры, делать гравировки на камнях и костях. И расписывать пещеры.
Периодизация:
- Палеолит: до 10 тысяч лет до нашей эры.
Палеолит — древнекаменный век.
В эпоху палеолита человек изготавливал орудия труда из камня.
Ученые считают, что схематическое изображение знаков и геометрических фигур возникло в одно и то же время. Например, оттиски рук и беспорядочные переплетения волнистых линий. Они были продавлены в сырой глине пальцами.
Первые рисунки эпохи палеолита были найдены в конце XIX века — пещера Альтамира.
Характерные изображения эпохи: животные — бизоны, олени, мамонты; сцены, которые имитируют охоту.
Использовали оттенки охры, сочные краски. Наложение однотонное или с полутонами и переходами от одного цвета к другому. Выражен толстый слой краски.
В процессе живописи использовался естественный рельеф камня, что придавала объем изображениям.
Постепенно рисунки детализируют.
Изображения эпохи палеолита реалистичны. В них присутствует экспрессия, пластика, ритмика. Образы монументальны и незыблемы.
Первой находкой — мелкой пластикой — стала костяная пластина из грота Шаффо. На ней изображены пара ланей и олени. Проспер Мериме передал эту пластину в исторический музей Клюни.
- Мезолит: 10–6 тысяч лет до нашей эры.
Мезолит — среднекаменный век.
Люди ведут кочевой образ жизни. Меняется их образ жизни. В это время зарождается искусство многофигурной композиции. Центральное место занимает человек.
Особенности живописи: если раньше в центре композиции были животные, то с наступлением эпохи мезолита центральное место отдается человеческой деятельности. Изображают сцены сбора меда, танцы, охоту. Появляется больше схематичных рисунков с преобладанием красного и черного цветов.
В эпоху мезолита появляются петроглифы.
Древние художники сбивали острым орудием более темную часть горной породы. Из-за этого изображения выделяются на фоне скал.
- Неолит: 6–2 тысячи лет до нашей эры.
Неолит — новокаменный век.
Эпоха знаменуется переходом от присваивающего — охотники и собиратели — к производящему — земледелие и скотоводство — типу хозяйства: неолитическая революция. Появляется металлические орудия труда.
Наскальная живопись эпохи подобна той, что существовала во времена мезолита. При этом она становится разнообразнее.
Рисунки точны, наполнены изяществом и грацией. В них гармонически сочетаются формы и тона. Люди и животные изображены со знанием анатомии. Передана стремительность жестов и движений.