Виктор васнецов. иллюстрация к поэме а.с. пушкина песнь о вещем олеге. описание картин. шедевры русской живописи

Песнь о вещем Олеге. Описание картин Васнецова

Встреча Олега с кудесником. 1899. Бумага, акварель. Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

«Вещий Олег» Князь-легенда, князь-загадка… В жизни этого великого правителя тайн хватило бы на десятерых… Хитрый и жестокий варяг, он пришел на Русь как наемник, чтобы в конце концов стать одним из самых русских князей. Великий правитель, великий воин, великий волхв, он железной рукой собрал разобщенные славянские племена воедино. Он завоевал новые земли, «отмстил неразумным хазарам» и прибил свой щит на врата Царьграда, заставив гордую Византию признать Русь равной. Он правил так долго, что многие стали считать князя не только Вещим, но едва ли не бессмертным, а его загадочная гибель вдохновила Пушкина на создание стихов, ставших неофициальным гимном русской армии. Именно с Вещего Олега начинается золотая эпоха Древней Руси — одного из сильнейших государств Европы, с которым приходилось считаться всем соседям.

Песнь о вещем ОлегеКак ныне сбирается вещий ОлегОтмстить неразумным хозарам,Их селы и нивы за буйный набегОбрек он мечам и пожарам;С дружиной своей, в цареградской броне,Князь по полю едет на верном коне.Из темного леса навстречу емуИдет вдохновенный кудесник,Покорный Перуну старик одному,Заветов грядущего вестник,В мольбах и гаданьях проведший весь век.И к мудрому старцу подъехал Олег.«Скажи мне, кудесник, любимец богов,Что сбудется в жизни со мною?И скоро ль, на радость соседей-врагов,Могильной засыплюсь землею?Открой мне всю правду, не бойся меня:В награду любого возьмешь ты коня».«Волхвы не боятся могучих владык,А княжеский дар им не нужен;Правдив и свободен их вещий языкИ с волей небесною дружен.Грядущие годы таятся во мгле;Но вижу твой жребий на светлом челе.Запомни же ныне ты слово мое:Воителю слава — отрада;Победой прославлено имя твое;Твой щит на вратах Цареграда;И волны и суша покорны тебе;Завидует недруг столь дивной судьбе.И синего моря обманчивый валВ часы роковой непогоды,И пращ, и стрела, и лукавый кинжалЩадят победителя годы…Под грозной броней ты не ведаешь ран;Незримый хранитель могущему дан.Твой конь не боится опасных трудов;Он, чуя господскую волю,То смирный стоит под стрелами врагов,То мчится по бранному полю.И холод и сеча ему ничего…Но примешь ты смерть от коня своего».Олег усмехнулся — однако челоИ взор омрачилися думой.В молчаньи, рукой опершись на седло,С коня он слезает, угрюмый;И верного друга прощальной рукойИ гладит и треплет по шее крутой. «Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,Расстаться настало нам время;Теперь отдыхай! уж не ступит ногаВ твое позлащенное стремя.Прощай, утешайся — да помни меня.Вы, отроки-други, возьмите коня,Покройте попоной, мохнатым ковром;В мой луг под уздцы отведите;Купайте; кормите отборным зерном;Водой ключевою поите».И отроки тотчас с конем отошли,А князю другого коня подвели.Пирует с дружиною вещий ОлегПри звоне веселом стакана.И кудри их белы, как утренний снегНад славной главою кургана…Они поминают минувшие дниИ битвы, где вместе рубились они…«А где мой товарищ? — промолвил Олег, —Скажите, где конь мой ретивый?Здоров ли? все так же ль легок его бег?Все тот же ль он бурный, игривый?»И внемлет ответу: на холме крутомДавно уж почил непробудным он сном.Могучий Олег головою поникИ думает: «Что же гаданье?Кудесник, ты лживый, безумный старик!Презреть бы твое предсказанье!Мой конь и доныне носил бы меня».И хочет увидеть он кости коня.Вот едет могучий Олег со двора,С ним Игорь и старые гости,И видят — на холме, у брега Днепра,Лежат благородные кости;Их моют дожди, засыпает их пыль,И ветер волнует над ними ковыль.Князь тихо на череп коня наступилИ молвил: «Спи, друг одинокой!Твой старый хозяин тебя пережил:На тризне, уже недалекой,Не ты под секирой ковыль обагришьИ жаркою кровью мой прах напоишь!Так вот где таилась погибель моя!Мне смертию кость угрожала!»Из мертвой главы гробовая змия,Шипя, между тем выползала;Как черная лента, вкруг ног обвилась,И вскрикнул внезапно ужаленный князь.Ковши круговые, запенясь, шипятНа тризне плачевной Олега;Князь Игорь и Ольга на холме сидят;Дружина пирует у брега;Бойцы поминают минувшие дниИ битвы, где вместе рубились они.

А.С. Пушкин

design-kmv.ru

Сочинение по литературе. Песнь о вещем олеге

 В старых русских летописях упоминается, что в Киеве правил Олег. Он совершил удачные походы на Царь-град, в сторону Каспийского моря, освободив земли от набегов хазар, а для русских купцов заключил с Византией выгодный торговый договор.

    О князе Олеге было сложено много песен, легенд и преданий. Народ воспевал его мудрость, умение предсказывать будущее, его талант великолепного военачальника, умного, бесстрашного и находчивого. Например, когда греки перекрыли цепями Босфорский пролив, Олег поставил ладьи на колеса и привел войско к Царь-граду.

    Пушкин любил и знал русскую историю, “предания веков”. В легенде о князе Олеге и его коне поэта заинтересовала тема рока, неизбежности предначертанной судьбы. Но стихотворение не только об этом. В нем звучит гордая уверенность в праве поэта на свободное следование своей мысли, и созвучная древнему представлению вера в то, что поэты — провозвестники высшей воли.

В старых русских летописях упоминается, что в Киеве правил Олег. Он совершил удачные походы на Царьград, в сторону Каспийского моря, освободив земли от набегов хазар, а для русских купцов заключил с Византией выгодный торговый договор.

О князе Олеге было сложено много песен, легенд и преданий. Народ воспевал его мудрость, умение предсказывать будущее, его талант великолепного военачальника, умного, бесстрашного и находчивого. Например, когда греки перекрыли цепями Босфорский пролив, Олег поставил ладьи на колеса и привел войско к Царьграду.

Великий поэт Александр Сергеевич Пушкин воспел подвиги князя Олега в «Песни о вещем Олеге». А. С. Пушкин рассказывает о нем как о былинном богатыре. Олег много совершал походов, много сражался, но судьба берегла его.

Пушкин любил и знал русскую историю, «предания веков». В легенде о князе Олеге и его коне поэта заинтересовала тема рока, неизбежности предначертанной судьбы. Но стихотворение не только об этом. В нем звучит и гордая уверенность в праве поэта на свободное следование своей мысли, и созвучная древнему представлению вера в то, что поэты — провозвестники высшей воли.

  • Волхвы не боятся могучих владык,
  • И княжеский дар им не нужен.
  • Правдив и свободен их вещий язык
  • И с волей небесною дружен.

Правду нельзя ни купить, ни обойти. Олег избавляется, как ему кажется, от угрозы смерти, отсылает коня, который должен, по предсказанию кудесника, сыграть роковую роль. Но через много лет, когда он думает, что опасность миновала — конь мертв, — судьба настигает князя. Он трогает череп коня:

Из мертвой главы гробовая змея,

Шипя, между тем выползала.

Рассказанная А. С. Пушкиным легенда о славном князе Олеге наводит на мысли о том, что у каждого своя судьба, ее не обманешь, и друзей своих нужно любить, беречь и не расставаться с ними при жизни.

Смерть

Вопрос о смерти князя Олега остается открытым. Есть версии, что он умер от укуса змеи либо под Киевом, либо в Старой Ладоге, куда приехал навестить могилу Рюрика. По новгородским летописях Олег умер не в 912, а в 922 году уйдя из Киева на Север и передав власть Игорю. Похоронен либо в Киеве на горе Щековица, либо в Старой Ладоге (курган Олега Вещего).

Кончина Олега

Историография

  • Татищев В. Н. История Российская, 1768 год.
  • Карамзин Н. М. История государства Российского, 1883 год.
  • Шахматов А. А. Сказание о призвании варягов: (Посвящается памяти А. Н. Пыпина), 1904.
  • Рыбаков Б. А. Древняя Русь. Блины. Летописи, 1963 год.
  • Кузьмин А. Г. Варяги и Русь на Балтийском море, 1970 год.
  • Джаксон Т. Н. Исландские королевские саги как источник по истории Древней Руси и ее соседей. X-XIII вв, 1991.
  • Михайлович Д. М. Сага о Рюрике и его потомках, 1995 год.
  • Кирпичников А. Н. Сказание о призвании варягов. Анализ и возможности источника, 1997.
  • Новосельцев А. П. Образование Древнерусского государства и его первый правитель, 1998 год.
  • Фомин В.В. Варяги и варяжская Русь, 2005 год.
  • Фомин В. В. Варяга – русский вопрос в отечественной историографии, 2005 год.
  • Лебедев Г. А. Эпоха викингов в Северной Европе и на Руси, 2005 год.
  • Мельникова Е. А. Ольгъ/Олег Вещий. К истории имени и прозвища первого русского князя, 2005.
  • Петрухин В. Я. Русь в IX-X веках. От призвания варягов до выбора веры, 2014.

Браки и дети

О женах Олега ничего не известно. Что же касается отпрысков, вопрос не менее туманный, чем вся остальная биография древнерусского правителя. Но кое-какие выводы историки все же делают.

Примечателен факт, что Олег в договоре с Византией называет себя Великим князем. Однако он был всего лишь регентом при сыне основателя Руси, Игоре. Исследователи считают, что это прямое доказательство тому, что власть тот отдавать не собирался. Если бы не кончина — правил бы и дальше.

Из этого следует, что у Олега должны были остаться потомки. Иначе он бы не сумел основать собственную династию и посадить на престол своих наследников. Версия о том, что у князя был собственный сын, остается довольно популярной и вполне правдоподобной.

Согласно этой позиции ребенка князя звали Олегом, как и самого отца. Однако в какой-то момент у них случился конфликт, и сын был вынужден бежать подальше от своего родителя. По той же версии он взял имя Александр и принял православие. Что с ним случилось дальше — история умалчивает.

Не менее популярна версия о том, что у князя была еще и дочь, Ольга. Та самая, которая правила после смерти Игоря Рюриковича и жестоко мстила древлянам за его убийство.

Месть Ольги древлянам. Худ. Дмитриев-Оренбургский

Историки полагают, что после бегства сына правитель сменил вектор политики и сделал ставку на отпрыска от брака Ольги и Игоря. Именно он и свел их вместе, чтобы стать дедом будущего великого князя.

Эта версия выглядит вполне правдоподобной. Однако стопроцентного подтверждения ей все же нет.

Поход на Царьград-Константинополь

Согласно Повести временных лет, в 907 году Олег смог привлечь для похода на Царьград большое количество воинов из разных племён и народов:

Спустившись по Днепру до Черного моря, Олег и его войска продолжили путь вдоль побережья.

Узнав о приближении огромного войска, византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями знаменитый залив Золотой Рог, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя.

Надежды греков на такую защиту от варваров (как они именовали русов) были оправданы — уже несколько веков этот прием позволял не допускать вражеские суда для высадки внутри города, а высокие каменные стены города позволяли выдерживать самые жестокие штурмы.

Пока его воины разграбляли незащищенные высокими стенами пригороды, Олег Вещий придумал ставшую легендарной тактическую хитрость — приказал вытащить корабли на берег, поставить их на колёса и так, при попутном ветре, вся армия двинулась к стенам Царьграда.

Ужаснувшись видом плывущей по земле, как по морю, армаде кораблей, греки направили послов к Олегу:

Однако, за мнимой покорностью крылось коварство — вместе с послами были присланы отравленные вино и пища, видимо греки надеялись ликвидировать предводителя «наглых варваров» и в неизбежной сумятице попытаться контратаковать. Олег же, предчувствовал, что его могут попытаться отравить и вылил принёсённое вино на землю перед изумлёнными посланниками византийского императора. Этот эпизод летописной истории называется в качестве одной из причин, почему князя прозвали «Вещим».

Узнав, что их замысел раскрыт, греки посчитали это знаком свыше:

После чего согласились на любые условия мира, которые только захочет Олег. В знак искренности намерений византийцы целовали крест, русы же клялись на собственном оружии и именем почитаемого ими бога Перуна.

В качестве символа своей победы и триумфа Олег Вещий прибил к вратам Царьграда собственный щит — этот летописный факт впоследствии был популяризован и стал мотивом художественных произведений.

Кроме выгодных условий для торговцев из «Гардарики» (под этим названием Русь фигурирует у разных иностранных историков того времени), Олег потребовал для себя и своих воинов солидный откуп:

Напоследок, князь Олег приказал византийцам выдать дорогии материи для парусов его многочисленного флота. Когда на обратном пути у славян ветер порвал дорогие паруса, они заменили их обычными:

Правление

Как бы то ни было, в 879 году Рюрик скончался. При каких обстоятельствах летописец молчит. Игорь, прямой наследник, был слишком мал, чтобы самостоятельно заниматься официальными делами.

Власть в свои руки получил Олег, который стал регентом (временным правителем) при Игоре Рюриковиче. Именно на этот период приходятся легендарные деяния князя Олега.

Если прочитать летописи, можно заключить, что новоиспеченный государь был человеком активным и чрезвычайно амбициозным. Во внутриполитическом поле он предпринял целый ряд смелых шагов.

Во-первых, подчинил себе Киев. Изначально первые правители древнерусской истории управляли исключительно Новгородом и прилежащими к нему территориями. Киевские земли были под контролем других варягов.

В 882 году князь Вещий Олег хитростью одолел политических противников. Летописный источник описывает, как правитель с верной ему дружиной подошел на лодках практически к стенам Киева.

Чтобы усыпить бдительность правивших городом Аскольда и Дира, князей-соплеменников, его посланники представились купцами, везущими немало богатств. Также они сказали, что Олег хочет обсудить с ними важные вопросы.

Аскольд и Дир поверили людям князя. А едва вышли за стены города — были жестоко убиты. По преданию вместе с Олегом в этом походе участвовал малолетний Игорь, которого тот представил настоящим князем и только потом расправился с политическими конкурентами.

Убийство Аскольда и Дира

В 882 году поход князя Олега а Киев завершился захватом города и подчиненных иземель. Сформировалось единое древнерусское государство. Пусть пока и в зачаточном виде.

Сам же захваченный Киев, по версии все того же летописца, Олег назвал «матерью городов русских». С большой вероятностью князь такого не говорил. Нестор приписал ему эту фразу, чтобы создать нужный исторический образ.

Объединение Киева и Новгорода было лишь первым шагом на пути к развитию древнерусского государства. Однако назвать Русь тех далеких лет единой страной можно только условно. Под контролем были очень малые территории. Вокруг же было полно недружественно настроенных народов.

Следующим шагом правления Олега стало подчинение соседних славянских племен. В основном это коснулось радимичей, древлян и северян, которые находились в подчинении у хазар, тюркоязычных кочевников. Князь обещал защитить их, а в обмен потребовал перестать платить дань своим господам.

Вместо этого Олег сам обложил новые народы податями. Разумеется, пока о едином государстве речи не шло. Слишком разрозненными были отдельные города и народы. Однако с захватом Киева Олегом и налаживанием связей с соседями, начало было положено.

В. М. Васнецов. Песнь о вещем Олеге. Фрагмент

При князе стала складываться налоговая политика будущего русского государства. Именно в его правление появилась практика ежегодно объезжать подчиненные территории вместе с дружиной, чтобы собрать положенную дань. Процесс этот получил название полюдья (от сочетания — ходить в люди).

Несмотря на довольно простую модель, в будущем эта система дала сбой. Племена не были защищены от княжеского произвола. Вместе с тем, и сами правители не могли сказать, что, посещая территории других славянских народов, они были в полной безопасности.

Трудности возникли уже после смерти Олега. Именно из-за нефиксированного размера дани и собственной жадности погиб князь Игорь Рюрикович. Решить вопрос и предотвратить будущие инциденты удалось лишь княгине Ольге.

При князе Олеге Вещем велось активное строительство. По его инициативе возводились мощные оборонительные сооружения. Киев, а также другие города были серьезно укреплены. Поскольку время оставалось очень неспокойным, дело было важным.

Известно, что Олег первым из древнерусских правителей озаботился официальными властными регалиями. Точно можно сказать, что он носил титул Великого князя. Достоверно об этом следует из текста договора, который славяне заключили с Византийской империей в 912 году.

Это была серьезная претензия на широкие властные полномочия над всеми подчиненными территориями. Факт говорит о том, что Русь в начале 10-го века уже представляла собой единое государственное образование.

Популярные сочинения

  • Белый Бим Черное Ухо — сочинение (5, 6, 7 класс) Это душещипательная история про шотландского сеттера с черным ухом. Который, из-за болезни хозяина стал бездомным.
  • Анализ произведения Мастер и Маргарита Булгакова Имя Булгакова несомненно известно во всем мире. Пожалуй, легендарным является его произведение Мастер и Маргарита. На его создание автор затратил целых двенадцать лет, постоянно вносил изменения, но окончательные изменения
  • Сочинение Алёша Пешкова из повести Детство (Образ и характеристика) В 1913 году вышла первая часть трилогии «Детство». Его автор Максим Горький описал в ней своё детство. Мальчик Алеша остался без отца, затем как семья переехала на родину матери

Вещий Олег викинги. Кем был князь Олег Вещий: викингом Дании или славянином Руси?

Еженедельная рубрика — «Клуб читателей», обсуждаем комментарии к статьям канала. Уважаемые читатели оспаривают утверждение, что князь Олег был викингом. Считают его славянином древнерусских племен

О чем речь?

Вся история первых Рюриковичей – набор легенд и одна летопись, признанная наукой. Плюс обилие альтернативных документов, считающихся наукой фальсификацией (сказками) 18-20 веков. К ним относятся: Иоакимовская летопись, Велесова книга, Сказания о Русе/Словене, Гостомысл и т.д. 

кем же ты был князь Олег Вещий..( Данила Козловский, х/ф «Викинг»)

К тайне начала России относится и княжение князя Олега Вещего. История второго после Рюрика правителя Древней Руси прозрачней, но все также в темноте. Как писал в 19 веке историк Платонов: «Сквозь туман народного сказания историческая действительность видна лишь со времен князя Олега». Видна эта действительность плохо.

Сам Олег, возможно, не был ни князем, ни Рюриковичем. При нем видимо правил малолетний сын Рюрика – Игорь, а Олег был регентом и управлял Русью фактически. Его жизнь более подробно в материале (ссылка в конце статьи).

Олег показывает маленького Игоря Аскольду и Диру. Миниатюра из Радзивилловской летописи (XV век).

Князь Олег был славянином русских племен?

1. Сторонники этой версии, опираются как раз на те самые непризнанные источники (сфальсифицированные (или нет?) 18-20 веков. Это Иоакимовская летопись, Сказание о Славяне и Русе и прочие Гостомыслы . Анализируя текст спорных источников, они доказывают славянское происхождение князя Олега.

2. Доказательно славянисты опровергают тезис, что Олег – не скандинавское имя, а имя славянское. Действительно у славян-чехов есть имя Олек и город Ольгощь.  И славянский князь Олег вполне мог быть.

Собственно, это все аргументы славянистов, основанные на признанных наукой источниках. Но почему мы не можем брать за доказательство перечисленные альтернативные документы?  Потому что начнется хаос.

Среди основателей Руси нет Олега из-за неясного статуса (картина Грановитой палаты московского Кремля)

Ведь каждый из нас может нарезать велесовы таблички, написать вязью свою Иоакимовскую летопись или заменить Гостомысла Бредом Питом. Назвать Вещего Олега марсианином и гнуть свою историю. Чтобы не было такого, используются признанные исторической наукой документы.   

Князь Олег Вещий был датским/шведским викингом?

1. Эта версия более устойчива, так как является официальной. В первую очередь за нее говорит единственный признанный источник Древней Руси – Повесть Временных лет. Нестор прямо разделяет славян и варягов в тексте: 

Как мы видим славяне и варяги разные народы, а русь — прозвище всех народов Руси. Как, например, американцы — прозвище индейцев, украинцев, африканцев, арабов и прочих народов США. 

Предполагаемый могильный холм Олега недалеко от Старой Ладоги

2. В пользу скандинавского Олега говорит и абзац Нестора о мирном договоре Олега с Византией 911 года. Он подтверждается и византийскими документами. Из 14 имен лишь 2 славянские. Снова использование «рода русского» как прозвища граждан Древней Руси:

3. Наконец скандинавский князь Олег имеет и отдельную скандинавскую сагу XIII века. Произведена в Исландии и подробно описывает жизнь викинга Одда, совпадая частично с Повестью Временных Лет (XII век). Например, смерть Олега от лошади есть и в саге, и в Повести Нестора. Это позволяет норманистам утверждать, что князь Олег и викинг Одд один человек и это человек — викинг.  

Есть также мнение, что никакого Рюрика и Олега не было. Что это просто герои легенд, выданные летописями и сагами в правду. А первый князь Руси начинается с Владимира Святого, крестившего Русь. 

Таковы мнения сторон. А что думаете лично Вы? Князь Олег Вещий был шведом или русским? Кому и почему Вы верите лично? Голосуйте ниже и высказывайте свое мнение!

Вещий Олег — биография

Вещий Олег — древнерусский князь с 879 по 912 год. Как и другие исторические персонажи раннего времени, во многом он представляется полулегендарной фигурой.

У исследователей нет сомнений относительно того, что Олег был реальной личностью и жил в те годы. Однако кем конкретно он был, откуда происходил, кто были его предки — эти вопросы остаются открытыми и с большой вероятностью за давностью лет найти на них ответы уже невозможно.

Не менее спорными остаются деяния Вещего Олега. По большей части историки черпают знания о том периоде из летописных сводов. Наиболее известным документом была и остается «Повесть временных лет».

Однако верить ей на все сто невозможно, поскольку Нестор, автор документа, во многом готовил литературный, а не сугубо исторический труд. В нем полно неточностей, мифологических и религиозных отсылок, что делает информацию не полностью достоверной.

Восстановить хотя бы часть истины стоило историкам колоссальных усилий. Работы, направленные, чтобы описать биографию Олега, велись много веков, еще со времен Петра Великого, если не раньше.

Достоверно можно сказать лишь о том, что один из первых правителей Руси сыграл большую роль в политическом развитии, становлении единого государства.

Персидская эпопея

«Повесть временных лет» является не единственным источником по его биографии. Первая Новгородская летопись, которая, по мнению ряда исследователей, еще более древняя, нежели произведение Нестора, называет Олега воеводой при молодом князе Игоре, который сопровождал его в походах. При этом именно князь Игорь расправился с Аскольдом в Киеве, а потом предпринял поход на Царьград. Но самое интересное – конец истории. Помимо общепринятой версии с укусом змеи, летопись упоминает еще один вариант гибели Олега – «за морем».

Более подробные сведения о неизвестном, «заморском» походе Олега, где он, возможно, и встретил свою кончину, стоит искать в сочинениях арабского автора Аль-Масуди, который сообщал о флоте русов из 500 кораблей, вторгшемся в Керченский пролив приблизительно после 912 года. Аль-Масуди упоминает двух великих правителей русов во главе – Ал-дира и некоего Олванга. Последнего принято ассоциировать с Аскольдом, но это имя с равным успехом может иметь сходство с Олегом, победителем Аскольда и Дира.

Хазарский царь, которому пообещали половину добычи за лояльность, якобы позволил русам пройти через Дон на Волгу, а оттуда спуститься в Каспийское море. Конечной целью русов была Персия. Итогом похода стало разорение персидского Азербайджана. Часть добычи, как и было положено по договору, доставили в Хазарию. Но гвардия хазарского царя, состоявшая в основном из наемников мусульман, взбунтовалась и потребовала мести за гибель единоверцев. Правитель не стал им перечить, равно, как и не предупредил русов об опасности. Они вступили в неравный бой, в результате которого погибло около 30 тысяч славян, а остальные отступили вверх по Волге, где были перебиты булгарами.

Оцените статью
Шутник-реалист
Добавить комментарий