- Польза пластилинографии
- Поделки из листьев и семян
- Аппликация луг
- Сушка изделий из солёного теста
- Вдохновляемся
- Пластилинография для детей разного возраста
- Объемные аппликации из пластилина
- Цели и задачи
- В возрасте 2-3 лет
- 4-5-6 лет
- 7-8 лет
- Животные
- Пластилинография в подготовительной группе
- Способы пластилинографии
- Лепка с детьми 1 – 3 лет
- Работа кружка по пластилинографии
- Перечень полезных ресурсов для кружковой деятельности
- Материалы для самообразования
- Важные нюансы составления программы работы кружка
- Фрагмент программы деятельности кружка по пластилинографии для детей 5–6 лет
- Дополнительные материалы
- Что надо для работы с пластилином?
- Пластилинография для детей — что это такое?
- В чем польза?
- Пластилинография для детей — шаблоны
- Виды картин из пластилина
Польза пластилинографии
Пластилинография – это творческий процесс, в ходе которого дети создают объемные картины из пластилина, не задействуя при этом классические инструменты для рисования – кисти, краски или карандаши. Для рабочей поверхности обычно используются листы бумаги, формата А3 и больше, или плотный картон.
Пластилинография для детей весьма полезна в силу положительного влияния на их умственное и физическое развитие
Вне зависимости от того, сколько лет ребенку, 2 или 8, рассматриваемый вид декоративно-прикладного искусства положительно влияет не только на его умственное, но и физическое развитие:
- восполнение познавательной потребности малышей (особенно актуально для детей от 2 до 4-5 лет);
- приобретение способности ориентироваться в горизонтальной плоскости;
- формирование творческой составляющей личности подрастающего человека (пробуждение интереса к творчеству, понимание алгоритма творческого процесса и так далее);
- развитие фантазии;
- развитие мелкой моторики рук (положительно влияет на речь ребенка и его общую развитость);
- расширение кругозора;
- преумножение чувствительности тактильного восприятия;
- расширение словарного запаса (если ребенок уже умеет разговаривать) или стимуляция речи (если ребенок еще не разговаривает в силу возраста или задержки в развитии);
- привитие усидчивости, аккуратности, самостоятельности ребенку во время рабочего процесса.
Поделки из листьев и семян
В этой категории на 1 место выходит аппликация, которую можно оформить просто на бумаге или картоне, а можно сделать картину или панно.
Аппликация луг
Материалы:
- бархатная бумага черного цвета;
- засушенные листья;
- солома;
- крылатки ясеня;
- семена укропа;
- засушенные метелки злаков;
- клей ПВА;
- ножницы;
- фоторамка.
Лист располагается вертикально. Продумывается композиция. С помощью клея наклеивается злаки, соломка и сушеные листья, имитируя траву на лугу. Из крылаток ясеня получаются ромашки. Из семян укропа – соцветия трав.
Над лугом – бабочка, тело и голова которой вырезаются из листьев, а крылья – это листья березы, липы; усики из травинок.
Хорошо, если листья будут разных цветов: желтые, оранжевые, красные. Но и в оттенках желтого тоже смотрится стильно. Картину можно поместить в рамку под стекло – чем не оригинальный подарок в эко-стиле?!
Сушка изделий из солёного теста
Вылепленные вами поделки из теста надо просушить. Это можно сделать несколькими способами.
Вы можете просто положить фигурки в комнате и оставить на некоторое время. Однако лучше всего запечь поделки в духовом шкафу. Следует учесть, что выполнять лепку необходимо там же, где фигурка будет высыхать. Для этого идеально использовать фольгу.
После окончания работы над поделкой, поставьте её в холодный духовой шкаф, установите для начала температуру в пятьдесят градусов, чтобы избежать трещин. После тридцати минут добавьте температуру до ста градусов. Сушите в среднем от одного до двух часов.
После сушки поделку зашлифуйте с помощью наждачки.
Буквы из пенопласта: изготовление, способы украшения, 69 фото идей
Как сделать трафарет своими руками — мастер-класс, фото идеи
Вдохновляемся
Предлагаю слепить картинку для самых маленьких:
Наш результат я показывала в инстаграме:
Замечательные урок по лепке картинок пейзажа из пластилина можно найти на канале Видео Лепка. Видеоуроков немного, но одного-двух вполне достаточно, чтобы понять основной принцип и даже создавать шедевры.
И наш резкльтат по этому уроку:
Прошу не относиться к такому творчеству, как к чисто малышовому. Есть картины, которые достойны восхищения и могут занять почетное место на стене квартиры. У нас, например, стоит картина, которую мы лепили по сказке Пушкина «Руслан и Людмила. Помните начало: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том …»
Вторая наша любимая картина
Вы только посмотрите, какие шедевры можно создавать. Иногда даже масляная живопись не смотрится так эффектно и объемно, как пластилиновая.
Пластилинография для детей разного возраста
Можно обучать этому искусству детей с 3-х лет. Посмотрите, какие работы выполняют ребятишки 3–4 лет.
- Дайте малышу мягкий пластилин. Пусть он скатает кусочек между ладоней, чтобы получилась колбаска. Называйте ему цвета радуги, пусть ребёнок делает ее.
- Запомнить название цветов ему поможет и солнышко, лучи которого выполнены из пластилина разных цветов. Они также делаются при помощи колбаски, но она должна быть более тонкой с одной стороны, чтобы походила на конус.
- В этом случае у солнышка имеются косички, поэтому бантики для них ребёнок сделает из кружочков пластилина, которые нужно прижать пальцами. Останется слепить из желтого пластилина круг для солнышка, сделать глаза со зрачками и улыбающийся рот.
Ещё одна работа по пластилинографии подвластна детям этого младшего детсадовского возраста. Покажите им, как из жгута создать стволы для ёлок. Ветви ребёнок сделает из зелёных колбасок, которые нужно расплющить. Затем он сделает фактуру пластиковым ножом, прикрепит эти заготовки на место. Также при помощи этого ножа нужно будет показать, что у этих ветвей есть иголки. Для этого ребёнок нашинкует стеком нижние части.
Помогите ему сделать зелёную полянку, а вот грибы и цветочки ребёнок смастерит сам. Чтобы сделать облако, он возьмёт кусочек белого пластилина и начнёт его расплющивать прямо на подготовленном картоне. Солнце создаётся из круга пластилина жёлтого цвета. Вот медведя ребенку такого возраста сделать сложно. Это за него выполнят родители. Также они покажут детям 5–6 лет, как сделать этого лесного персонажа.
Говоря о детях этой возрастной группы, посмотрите, что можно порекомендовать им для творчества. Познакомьте ребятишек с обитателями морского дна, покажите им, как сделать в технике пластилинография осьминога, рыб, а также морские растения. Лучше сразу создавать эту работу на синем картоне, внизу ребёнок прикрепит желтую массу для лепки путём размазывания, а морские камушки он создаст из семечек арбуза и других фруктов.
Также дети 5–6 лет смогут под руководством взрослых сделать вот такую радужную картину.
На подготовленный лист картона нужно прикреплять заготовки в форме капли, которые станут цветами. В стебли и листья превратятся фигуры, выполненные в виде колбасок. Такие же помогут создать траву и колючки ежа. Крона деревьев делается из распущенных лепешек, а круг для солнца — из одной такой большой.
Дети 6–7 лет смогут выполнить более сложные рисунки. В этом возрасте у ребятишек более сильные пальцы, поэтому им подвластна техника размазывания. Именно в такой манере создаётся эта загадочная морская гладь. Для этого нужно брать кусочки синего или голубого пластилина и расплющивать их и затем размазывать по поверхности. Пусть этот слой будет неровным, чтобы было видно, что это волны.
Золотую рыбку дети выполнят также в технике размазывания. Для этого сначала нужно на основу налепить пластилин оранжевого цвета, затем сделать кант из жёлтого. Останется прикрепить чешую. Для этого нужно взять фигуры каплевидной формы, прикладывать их и размазывать. Начинается такая работа с кончика хвоста и постепенно передвигается к голове. Тогда чешуя будет расположена внахлёст.
Вот сколько всего дарит техника пластилинография. Вы можете воспользоваться готовыми идеями или придумать свои. А чтобы подарить вам вдохновение, мы подготовили интересные сюжеты на эту тему.
Первый видеоурок подойдет для детей от 4 до 8 лет. Посмотрев его всей семьей, вы научите детей такому рукоделию.
Следующее видео поможет сделать красивые цветы из пластилина.
Статья по теме: Овощи и цветы из полимерной глины
Объемные аппликации из пластилина
Пожалуй, самые интересные и красивые, но в то же время и сложные поделки получаются с применением этой техники. Вы можете реализовать совершенно любую идею.
Возьмите:
- Много пластилина.
- Дощечка.
- Ножик.
- Прочная основа для поделки.
Инструкция по выполнению:
- Для начала определитесь с тем, что именно вы будете реализовывать. Можно слепить сцену из мультфильма или сказок.
- После того, как вы определились с идеей, мысленно расположите элементы на основе.
- Теперь приступайте к лепке. Самые аккуратные детали получается с шаблонов шара, прямоугольника и других фигур, поэтому для начала сделайте такие макеты.
- Теперь модифицируйте макеты под ваши детали. Вытягивайте, добавляйте и убирайте пластилин там, где это нужно.
- После того, как вы сделаете все детали, расположите и закрепите их на основе. Заранее основу можно обработать с помощью техники размазывания.
- Украсьте свою композицию по своему желанию. Вы можете использовать вату для того, чтобы изобразить снег, а также различные бусы в качестве украшений.
- Вот и всё – ваша шикарная композиция, выполненная в технике объемной аппликации готова!
Вместо того чтобы придумывать свою композицию, вы можете использовать готовые рисунки из раскрасок или распечатать черно-белые иллюстрации. А также можно комбинировать стили пластинографии, тогда поделки получаются гораздо интереснее!
Вы можете посмотреть другие шаблоны для аппликации из пластилина и придумать что-то своё.
Пластинография — очень полезное занятие для детей, поскольку задействует мышцы пальчиков, что развивает фантазию, воображение, мелкую моторику рук, речь и координацию движения, а также расслабляет и способствует улучшению внимания.
Цели и задачи
В возрасте 2-3 лет
Пластилинография для детей 2-3 лет должна быть направлена на развитие мелкой моторики. Это поможет ребенку не только правильно развиваться физически, но и простимулирует его речевые навыки.
Взрослым, предлагая малышам создать картины из пластилина, следует не просто давать задание, а различными методами пробуждать творческие способности ребенка и его интерес к рабочему процессу (например, придумать сказку, включив в сюжет предмет, который затем будет лепить ребенок.
Это может быть цветок, топор или шапка – что-то состоящее из минимального числа деталей и не требующее большого количества времени на свое создание).
Так как дети в раннем возрасте не способны самостоятельно придумывать себе задание для пластилинографии, и достаточно быстро теряют интерес к рабочему процесс, если понимают, что предоставлены сами себе, четкую задачу перед ними в начале занятия должен ставить взрослый.
Пластилинография для детей 2-3 лет должна быть простой в исполнении
Контроль и помощь со стороны старшего товарища необходимо направить на развитие у ребенка аккуратности, усидчивости и сосредоточенности на последовательности действий.
С помощью пластилинографии можно также научить ребенка ориентироваться на бумаге, каждый раз описывая место размещения очередной детали создаваемого объекта
Например, детям 2-3 лет важно проговаривать, где левая сторона, а где правая, подсказывать и направлять их руки к нужному краю рабочей поверхности
Когда юный творец начнет лучше ориентироваться на горизонтальной плоскости, взрослому следует начать давать указания устно, предоставляя ребенку возможность самостоятельно определить место, где необходимо расположить очередную деталь итогового изображения.
4-5-6 лет
Пластилинография для детей 4-5-6 лет должна быть направлена на совершенствование навыков работы с пластилином. В таком возрасте у подрастающего поколения зарождается интерес к изобразительной деятельности.
К 6 годам задания по пластилиновым аппликациям можно усложнять
Если родители своевременно поддержат ребенка и предпримут действия для раскрытия его творческого потенциала, им не только удастся укрепить психоэмоциональную связь со своим малышом, став ему поддержкой и опорой, но и дадут ему возможность попробовать себя в искусстве.
Лепка из пластилина для детей 4 – 6 лет также полезна тем, что эффективно развивает глазомер и улучшает координацию движений рук. Это не только делает ребенка более развитым физически, но и благотворно влияет на формирование нейронных связей в его мозге.
В этом возрасте дети предпочитают работать коллективно, а значит пластилинография для них в данном случае станет возможностью улучшить свои навыки общения с другими членами общества – научит объяснять свои намерения, доказывать правоту или корректно выражать несогласие.
7-8 лет
Уже обладая базовыми способностями создания изображений из пластилина, юные творцы будут увлечены в процесс, открыв для себя новые грани привычного вида творчества.
Это поможет им отвлечься от негативных мыслей, избавиться от стресса и выплеснуть эмоции, связанные с вступлением в новый коллектив в школе, а также с принятием большой ответственности и требований, предъявляемых к ним со стороны педагогов и родителей.
В возрасте 7-8 лет дети предпочитают работать индивидуально. Создание картин из пластилина станет для них эффективным методом развития фантазии, а также ярким способом самовыражения.
Младшим школьникам не обязательно давать четкий план действий, достаточно просто ограничить их тематикой, например, «Золотая осень», позволив самостоятельно придумать идею и основные этапы для своей дальнейшей работы.
Животные
Для создания изображения животного с помощью пластилина детям потребуются заранее подготовленные шаблоны. Внутренняя поверхность нарисованного зверя заполняется шариками пластилина (цвет рабочего материала соответствует оттенку шкуры животного), располагаемыми вплотную, или закрашивается с помощью его равномерного растирания или создания многочисленных мазков.
Занятия по созданию изображений для детей от 2 до 8 лет с помощью пластилина должны регулярно проводиться под контролем родителей или педагогов дошкольных, школьных учреждений.
Пластилинография помогает представителям подрастающего поколения раскрыть свой творческий потенциал, развить вкус в искусстве, улучшить показатели физического развития, а также параллельно нормализовать состояние собственной нервной системы, минимизировав тем самым возникновение депрессивного настроения.
Пластилинография в подготовительной группе
С 5–7-летнего возраста дети могут учиться созданию объемных рисунков, совершенствовать иные сложные техники плоскостной лепки. Возможно использование эскизов любой степени сложности, дошкольники даже могут самостоятельно делать шаблоны на заданные темы. В этой возрастной категории дети уже легко справляются с примитивными приемами лепки, но зачатую приходится еще доработать сложные техники, такие как выдавливание из шприца, создание причудливо изогнутых форм.
В подготовительной группе групповые занятия применяют редко. Обычно сами воспитанники предпочитают работать самостоятельно, творить над эскизом по своему усмотрению. В инструкциях и подсказках педагога дошкольники тоже почти не нуждаются.
Работа с дошкольниками в этой возрастной группе направлена на развитие образного мышления, воображения, творческого стремления, на расширение индивидуального словаря и улучшение коммуникативности. Дети учатся выражать через произведение идеи и эмоции, подбирать гармоничную палитру и подходящий к сюжету рисунка дополнительный декор, совмещать несколько техник пластилинографии.
Способы пластилинографии
Наиболее часто используемыми из них считаются:
- Мазки. Небольшое количество пластилина размещается на подушечке указательного пальца или специальном пластмассовом шпателе, после чего резкими хаотично направленными движениями наносится на рабочую поверхность в нужном месте.
- Шарики из пластилина. Обычно используются при расстановке акцентов на плоском изображении (например, середина цветка) или в качестве основных форм для заполнения внутренней поверхности объекта, схематично изображенного на рабочей плоскости.
- Расплющивание скатанных шариков. При расплющивании шариков не рекомендуется применять много силы. В противном случае получившаяся фигура деформируется, потеряв таким образом четкие округлые формы.
- Размазывание на поверхности. Этот прием используется для создания фона или заполнения внутренней части фигуры цветным материалом.
- Процарапывание узоров на пластилине. Узоры создаются на расплющенном куске пластилина с помощью специального пластмассового ножа или инструментов с уже сформированной резьбой.
- Скатывание пластилиновых колбасок. Скатывать колбаски можно как для их размещения на итоговом изображении, так и с целью применения в качестве заготовки.
- Выдавливание пластилина из шприца. Для выдавливания рекомендуется использовать специальный шприц, позволяющий не только с легкостью выдавливать тонкие полосы пластилина, но и извлекать остатки рабочего материала из основного корпуса инструмента.
Лепка с детьми 1 – 3 лет
А что вообще ребенок может делать с пластилином? Ниже я расскажу об основных техниках и приемах лепки с детьми 1 – 3 лет.
В таком возрасте не может быть и речи о сложных поделках. Но можно придумать огромное количество простых занятий, которые непременно увлекут малыша.
Вы можете скачать и распечатать основу для всех видов перечисленных в статье поделок.
Итак, занимаясь лепкой, мы учим малыша:
Делить пластилин. Делать это можно следующими способами:
- отщипывать маленькие кусочки и кормить ими птичек;
- отрывать большой кусок, чтобы накормить крупного зверя;
- перекручивать колбаску, чтобы разделить ее для двух собачек.
Расплющивать пальчиком, придавливать ладошкой. Сначала шарики делаете вы, потом уже сам малыш.
Распечатайте, раскрасьте, вырежьте или нарисуйте основу и предложите ребенку:
- сделать пятнышки мухомору, жирафу, божьей коровке;
- положить витаминки в баночку, конфетки в тарелочку;
- зажечь фонари на светофоре;
- приделать колеса машине, паровозу;
- сделать снегопад;
- прилепить яблоки к яблоне, ягоды — к ветке рябины, лепестки – к цветочку, семечки – к арбузу, листья – к дереву, шарики – на елку, глазки – к рыбке или другому животному
Ребенок может лепить элементы как в произвольном порядке, так и на конкретные места.
Размазывать пальчиками или ладонью. Нарисуйте маленькое изображение животного и предложите ребенку:
спрятать зверька, сделать берлогу для мишки, и т.д., размазав пластилин по маленькому рисунку.
Раскатывать скалкой массу для лепки или пластилин.
В наборах для лепки Play Doh есть рельефные скалки. Малышам нравится раскатывать массу и видеть на ней интересные отпечатки.
Делать отпечатки различными предметами. Делать это можно всем, что попадется под руку. Желательно использовать массу для лепки или мягкий пластилин.
Вдавливать различные предметы в пластилин.
Для подобных занятий заранее готовим основу – раскатываем лепешку толщиной около 3 мм нужного нам цвета (зеленый для травы, синий для воды и т.д.). Предлагаем малышу:
- посадить грибочки или цветочки из мозаики;
- макароны в виде машинок вдавливать в дорогу из пластилина, черепашек – в песочек и т.д. Делать лучики для солнышка из спагетти, червячков из завитых макарон, раскладывать ракушки на песке, потом собирать их в ведерко, которое заранее можно вылепить из пластилина;
- из фасоли сделать дорожку, бусы, сажаем картошку, выкладываем буквы и цифры (ближе к 3 годам);
- семечки или гречку вдавить в подсолнух;
- бусинами, пуговицами, пайетками украсить пластилиновую основу в виде бабочки, рыбки, елки, платья;
- из спичек сделать заборчик для коровы, колючки для ежика.
Скатывать шарики, большие и маленькие. Так можно делать из пластилина:
пирожки, конфетки, витаминки, яблоки, апельсины, ягодки, яички, колобка, снежки.
Раскатывать колбаску. Раскатывая колбаски, делаем:
- полоски зебре, тигру, жучку;
- лестницу, забор, шпалы;
- лучики солнцу;
- колбаску, бананы, сушки, крендельки для куклы;
- червячков, змею, улитку.
Рисовать на пластилине стеком. Раскатайте пластилин и покажите ребенку, как нарисовать на нем полоски, круги, узоры.
Разрезать пластиковым ножом, ножницами. Разделять пластилин, прикладывая линейку ребром.
- пусть ребенок сделает колбаску и порежет ее на части, покормив вас и зверей;
- из плоского кусочка сделайте печеньки, геометрические фигурки.
Соскребать пластилин стеком или линейкой.
Залепите маленькие изображения животных, машинок пластилином. И предложите малышу узнать, кто же там прячется.
Использовать форму для барельефов. Здесь идеально подходят наборы для лепки Play Doh, но о них я расскажу ниже.
Раскрашивание пластилином.
Распечатайте раскраску для самых маленьких или нарисуйте простое изображение. Предложите ребенку раскрасить его, размазывая пластилин пальчиком.
Главное, чтобы основа была небольшой, ведь у ребенка не хватит терпения на большую поделку.
Соединять пластилиновые детали между собой. Простые поделки из пластилина:
- грибок, морковка, яблоко, неваляшка, снеговик, погремушка, конфетка;
- бусы, виноград, гусеница из пластилиновых шариков.
Нанизывать пластилин на проволоку, спичку или тонкую палочку:
- гусеница, бусы;
- леденцы на палочке, вишенки.
Лепить буквы и цифры. Пластилин можно прилеплять на распечатанные контуры букв и цифр или же просто лепить без контуров.
Все это мы делаем, конечно же, придумывая интересный сюжет и обыгрывая его.
Работа кружка по пластилинографии
Кружок по пластилинографии организуется с целью расширения круга тем для поделок, а также для привлечения дополнительных материалов в процесс творчества.
Перечень полезных ресурсов для кружковой деятельности
Прежде чем приниматься за разработку рабочей программы кружка по рисунку пластилином, необходимо ознакомиться с тонкостями методики работы с дошкольниками в этом виде технике лепки:
- Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. – Скрипторий, 2003;
- Шницкая И. О. Аппликация из пластилина Д.: Феникс, 2008;
- Янушко Е. А. Лепка с детьми раннего возраста (1–3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика — Синтез, 2006.
Кружковая работа даёт дополнительное время на создание сложных картин из пластилина
Материалы для самообразования
В качестве материалов для самообразования в рамках освоения техники пластилинографии в ДОУ педагогу нужно познакомиться с наработками в области развития мелкой моторики с помощью лепки у дошколят разного возраста:
- Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М.: АСТ: Астрель, 2006;
- Большакова С. Е.Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения.- М.: ТЦ Сфера,2009;
- Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка. – М.: Педагогика, 1973;
- Павлова Л. Значение развития действий рук // Дошкольное воспитание. 1984, № 1;
- Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. — СПб.: Хардфорд,1996.
Важные нюансы составления программы работы кружка
Составление программы кружка по рисунку пластилином включает учёт следующих аспектов:
- особенности возраста подопечных (освоение видов должно выстраиваться последовательно, а приёмы соответствовать мышечной силе малышей, например, заглаживание осваивается только со старшими дошкольниками — у малышей просто сил не хватит на заглаживание переходов оттенков и элементов);
- форма проведения уроков (игры — для младших и средней группы, сюжетные рассказы — для старших дошколят);
- методы и приёмы взаимодействия с детьми (с малышами это в основном словесные методы, в старших группах — практические);
- оснащение занятий (привлечение ИКТ);
- расписание уроков (обычно одно занятие в неделю, с детьми 5–7 лет возможно проведение двух уроков в неделю);
- ожидаемые результаты работы;
- перечень тем для занятий.
Фрагмент программы деятельности кружка по пластилинографии для детей 5–6 лет
В своей практике в рабочей программе кружка по нетрадиционной технике лепки «Пластилиновая ворона» в старшей группе я освещала следующие позиции:
- использование компьютера и мультимедийного проектора для демонстрации готовых работ, шаблонов и видеороликов с порядком выполнения поделок, что способствует развитию у ребят креативности;
- режим работы кружка — занятия проводятся 2 раза в неделю после дневного сна;
- продолжительность урока — 30 минут;
- среди разрабатываемых тем – «Просторы космоса» (мозаичная пластилинография), «Цветущий яблоневый сад» (контурный рисунок пластилином), «Гжель» (витражная пластилинография) и др.
Следует отметить, что тематическое планирование с описанием целей каждого занятия составляет основную часть программы.
Дополнительные материалы
В целом всю работу можно выполнить исключительно при помощи картона и пластилина.
При желании можно использовать и другие принадлежности, чтобы разнообразить поделку или упростить процесс рисования:
- Различные украшения. Среди них может быть бисер, бусинки, стразы, гель с блестками, простые и разноцветные карандаши, аппликации, созданные с помощью тонкой цветной бумаги и ножниц, и прочее. Иногда композицию дополняют и природными материалами –ракушками, шишками, семенами цветов.
- Трафареты. Дошкольникам в силу возраста непросто придумать свои сюжеты. Чтобы облегчить творческий процесс, можно принять участие в рисовании либо использовать трафареты – распечатанные или нарисованные шаблоны, которые помогут ребенку наносить пластилин только в определенном пространстве на листе.
- Дощечка и пластмассовые ножи. Ножик поможет аккуратно отрезать нужное количество пластилина, а дощечка – сохранить чистоту рабочего места.
- Пластмассовые шприцы. Ровные и тонкие линии из пластилина создают с помощью шприца без иголки.
- Скалка. Незаменима, когда нужно раскатать пластилин до тонкого и ровного слоя, особенно если он твердый.
- Влажные салфетки. Очищают руки от следов пластилина.
Что надо для работы с пластилином?
Пластилин можно использовать любой, но предпочтителен восковой. Он отличается повышенной мягкостью, легко раскатывается, меняет форму, распределяется по поверхности, при этом не прилипает к коже.
Также необходимы:
- плоская основа — лучше всего плотный картон, подойдет также стеклянная, пластиковая или деревянная панель, но на стекле не должно быть острых краев и сколов;
- дощечка для раскатки пластилина и лепки нужных форм;
- комплект стеков;
- стакан с водой для увлажнения кожи рук либо влажные тканевые салфетки;
- шприцы без игл, чтобы выдавливать тонкие и ровные пластилиновые «шнурки»;
- дополнительные приспособления и материалы для декорирования.
Пластилинография для детей — что это такое?
В зависимости от того, какого возраста дети, рекомендовано использовать те или иные приемы пластилинографии.
Специалисты считают, что уже с трёхлетнего возраста ребёнка можно обучать пластилинографии, показать сначала простые приемы лепки.
Вот чему можно научить малышей:
- размазыванию;
- вытягиванию и сплющиванию;
- раскатыванию.
Придерживайтесь следующей инструкции:
- Чтобы использовать размазывание, нужно сначала разогреть пластилин в тёплой воде, затем размазать его пальцами по гладкой поверхности.
- Раскатывать можно при помощи ладоней или, взяв пластиковую либо силиконовую скалку. Этот прием требует определенных навыков и силу.
- При помощи сплющивания и вытягивания ребята смогут сделать колбаску, блин, цилиндр и другие фигуры из пластилина, которые затем можно использовать для создания картин.
Малышам необходимо давать время на отдых, чтобы вид занятия им нравился, и затем они захотели продолжить творчество.
Эти приёмы рекомендованы для детей от 3 до 5 лет. А с 5 до 7 лет они могут уже использовать более сложные приемы. Это:
- прищипывание;
- заглаживание;
- надавливание;
- придавливание, примазывание;
- смешивание.
Остановимся подробнее:
- Заглаживание поможет создать фон будущей картины. Ребёнок смочит пальцы в воде, возьмёт немного пластилина и будет размазывать его по поверхности. Чтобы соединить элементы картины между собой, можно использовать прием придавливания и примазывания.
- При помощи прищипывания ребёнок сделает детали для картины и различные декоративные элементы для неё. После того как на картину нанесен пластилин, ребёнок будет пальцами прищипывать его в некоторых местах, где этого требует художественный замысел.
- При помощи смешивания получается пластилин интересного цвета. Если взять светлые и тёмные оттенки, лишь слегка помять в руках, то получится эффект мрамора.
- В результате надавливания ребёнок прикрепит части изображения.
- Вот сколько возможностей дарит пластилинография. Для детей можно посоветовать применять различные виды работ. Посмотрите, какие виды пластилинографии при этом используют.
- Витражная пластилинография подразумевает прикрепление пластилина с изнаночной стороны основы. При этом она будет прозрачной. Так, можно взять оргстекло или пластик. Сначала нужно изобразить рисунок при помощи маркера, а затем с другой стороны покрыть его части пластилином определенного цвета.
- Ещё один метод пластилинографии называется мозаичной. Предложите ребенку скатать несколько шариков из пластилина разного цвета. Затем дети будут заполнять этими элементами заранее созданное пространство. Готовые работы напоминают технику мозаики.
- Модульная пластилинография подразумевает использование различных элементов. Это могут быть лепёшки, косички, шарики, колбаски, цилиндры и другие фигуры из пластилина.
- Покажите ребенку, что такое контурная пластилинография. Как ясно из названия, какую-то часть рисунка нужно вылепить по контуру. Сперва малыш нанесет рисунок маркером. Затем он скатает тонкие жгуты и будет располагать их на данных контурах. Для этого можно использовать шприц без иголки. Сначала его помещают в тёплую воду. Когда масса станет мягкой, можно будет выдавливать ее из шприца на контуры.
- Фактурная пластилинография позволяет получить объемные работы. Таким образом можно создать барельеф, контррельеф, горельеф.
Теперь ознакомьтесь с практическим занятием, которое поможет воплотить некоторые техники.
В чем польза?
Рисование пластилином имеет много преимуществ:
- Развивает мелкую моторику, усидчивость и внимательность. Работа с мелкими деталями расширяет сенсорный опыт ребенка, приучает концентрироваться на задаче и подготавливает руку к письму, делая ее более сильной и ловкой, а движения – аккуратными и четкими. Все эти навыки незаменимы в учебе.
- Благотворно влияет на нервную систему. Творчество позволяет ребенку не только отдохнуть, но и выразить накопившиеся эмоции, снять умственное и физическое перенапряжение после школы.
- Расширяет кругозор, развивает фантазию и творческие способности. Занимаясь лепкой, ребенок учится сочетать цвета, создавать композицию из объектов разных размеров и придумывать собственные сюжеты для картин.
Пластилинография для детей — шаблоны
Вне зависимости от возрастной группы для комфортной работы с пластилином дети нуждаются в наличии шаблонного контурного изображения. Если старший дошкольник при наличии хотя бы минимальных художественных способностей может изобразить эскиз самостоятельно, то для младших воспитанников шаблоны делает педагог.
Шаблон — это контурное или силуэтное изображение объекта. Оно переносится на основу, затем заполняется пластилином.
Эскизы бывают разными по степени сложности: от примитивных предметных картинок с малым количеством крупных деталей, до многоэлементных сюжетных композиций, с работой над которыми справятся только старшие дошкольники и школьники начальных классов
То есть важно учитывать соответствие сложности шаблона возрастной категории ребенка
Шаблоны существенно упрощают работу над рисунком. Ведь младшим дошколятам еще сложно самостоятельно нафантазировать, а затем воплотить композицию. А старшим дошкольникам тяжело, не имея перед глазами контура, правильно создать очертания изображаемых объектов.
На групповых занятиях педагоги предпочитают раздавать воспитанникам одинаковые эскизы. В этом случае дети не конфликтуют из-за того, у кого рисунок интереснее и проще. Но даже при раздаче одинаковых эскизов результат всегда получается разнообразным, ведь каждый ребенок воображает композицию по-своему. Например, если раздать детям шаблоны новогодней елки, то каждый ребенок будет использовать нравящиеся ему цвета пластилина для окрашивания елочных игрушек.
Виды картин из пластилина
Изображения, сделанные из пластилина, могут быть гладкими, с плавным перетеканием одного слоя в другой. При этом каждый элемент гармонично вписывается в общую композицию. В работе над такими картинами следует тщательно разглаживать получающиеся складки, а неровности и бугры надо аккуратно удалять при помощи стеков.
Очертания предметов на гладком фоне являются признаком рельефных изображений. Например, контуры рыбки или ее чешуя. Такие картины напоминают лепнину.
Также рисунки могут включать в себя полные детали и создаются по шаблону с предварительно заготовленными трафаретами для пластилина. Кончики каждого элемента сглаживаются (стираются) с новым куском картины.