Творческая работа «национальный костюм сибирских татар»

Татарские головные уборы

Их подразделяют на домашние и выходные. В первом случае на голову надевали тюбетейку. Это шапочка небольшого размера, которая закрывала только макушку. Поверх неё надевали разнообразные шляпы из материи, войлока, меха.

Шапочку прошивали по всей поверхности строчками и между ними прокладывали конский волос. Ткань использовали разнообразную, также отличался узор, поэтому головной убор имел огромное количество вариаций. Яркие тюбетейки выбирали молодые парни, татары преклонного возраста останавливались на скромных моделях однотонной расцветки.

В головных уборах для женщин четко отслеживалась дифференциация по возрасту. Наибольшей популярностью пользовался калфак. Его надевали вместе повязкой-украшением (ука-чачак), конусообразный конец с кисточкой отбрасывали назад.

Замужние дамы прикрывали не только волосы, но и шею, спину. Головной убор женщины включал в себя три основных элемента. Волосники применяли, чтобы собрать и прикрыть причёску. Мусульманки заплетали локоны в две косы и прятали под чепец, как русские барышни.

Основной или средний убор (покрывало) чаще носили дамы преклонного возраста. Оно отличалось по форме: треугольное, квадратное и т.д. Верхний головной убор надевали поверх покрывала, чтобы надежно его зафиксировать. Для этой цели использовали повязки и шапки.

Гендерные разновидности

Каждый представитель нации имел собственный наряд, отличающийся характерными элементами.

Женский

Национальное одеяние состоит из сорочки, нижнего нагрудника и штанов. Этот наряд идеален для любой ситуации. В начале двадцатого века для барышень шили элегантные платья. К изделию прикрепляли нижний нагрудник. Его фиксировали на плечах или шеи с помощью тонких бретелек. Повязку в обязательном порядке декорировали узором.

Некоторые татарские девушки в повседневной жизни постоянно носили фартук. Кто-то сочетал его с праздничным нарядом, другие надевали только с рабочими вещами.

Из верхней одежды большим спросом пользовались камзолы и бишметы. Первый это короткая и приталенная жилетка, второй представляет собой длинное пальто с зауженной спинкой. Бишмет часто декорировали мехом, вместо традиционной пуговицы использовали застежку из серебра. Она одновременно служила украшением одеяния.

В качестве головного убора незамужние барышни носили шапку или калфак. Женщины в браке обязаны были прятать волосы и закрывать спину. Их головной убор включал в себя волосник и покрывало.

Детский

Татарская национальная одежда для малышей практически ничем не отличалась от взрослых моделей. Однако их наряды содержали больше ярких элементов:

Костюм для мальчиков включал в себя удлиненную сорочку с широкими рукавами. Чтобы одеяние не вызвало дискомфорта использовали манжеты. Обязательный элемент костюма – камзол, расшитый разными орнаментами

Штаны чаще всего были широкими и выполнены из контрастной материи, чтобы не отвлекать внимание от сорочки. На ноги надевали сапоги

В теплый период использовали легкие тапки или туфли.
Костюм для девочек – это многоярусное платье, закрывающее шею, плечи и рукава. Голову украшает национальный убор, с которого спадает легкая вуаль, полностью закрывающая спину. Платье выполнено в ярких расцветках и декорировано оригинальным орнаментом.

Мужской

Национальная одежда татар состоит из широкой рубахи, оснащенной ластовицами под мышками и рукавами-регланами. Сорочка удлиненная, а штаны отличаются просторностью. Выделяют два типа мужского одеяния, каждый из которых имеет характерную деталь.

  • Приталенное или с прямой спиной. К подобным вещам относят камзол (жакет), бишмет (пальто из плотной материи) и чобу (легкая верхняя одежда).
  • Ко второму типу относят чикмень, джилян и тулуп. Первый представляет собой демисезонное одеяние. Джилян – это халат с маленьким воротником, его можно носить в любое время года. Тулуп – зимняя одежда из меха.
Обязательной деталью мужского костюма является пояс. Ранее состоятельные парни носили ремень из шелка, украшенный бахромой из серебряных и золотистых нитей.

Праздничные одеяния

Национальный татарский костюм в данном случае отличается обилием декора и шикарным внешним видом. Для его пошива использовались дорогостоящие материалы. Особого внимания при этом заслуживает свадебное платье. Выполнялось они в нежных голубых, бирюзовых или же зеленых, бордовых тонах. Правда, в последнее время можно встретить и белые одеяния, которые ранее считали траурными.

Длина такого платья должна быть максимальной. Кроме того, оно в обязательном порядке должно быть закрытым, прикрывающим практически все тело. Откровенные вырезы в данном случае недопустимы. Голова девушки при этом покрывается расшитым калфаком или полотном.

Жених, как правило, облачается в синий наряд. На нем отмечается обилие орнаментов, лент из атласа. Также присутствует меховой воротник. В качестве обуви молодоженов выступают сапоги. Они узорчатые. При их изготовлении применяется мозаичная техника.

На данный момент женихи все чаще надевают на торжество традиционные европейские брючные костюмы. Правда, даже в этом случае они украшаются с помощью орнаментов и лент. Пиджак при этом нередко заменяют сшитым из бархата камзолом. Рукава у него должны быть короткими.

Для танцев отлично подходят жилетки-разлетайки. Их декорируют мехом. Также уместны укороченные модели камзола. Голова танцовщика прикрывается покрывалом или же шапкой, оснащенной кисточкой

Крайне важно, чтобы наряд при этом был свободным, а низ расправлялся во время танца. Благодаря этому выполнять активные движения оказывается легко и никакого дискомфорта не возникает

Национальный татарский костюм не может остаться без внимания. Они невероятно яркие и весьма неординарные. Татары по сей день чтут традиции и трепетно относятся к народной одежде. Правда, сейчас ее увидеть в повседневной жизни крайне сложно. Чаще всего подобные наряды надевают лишь по особым случаям

В любом же случае они привлекают к себе особое внимание, поражают оригинальностью и обилием неординарного декора

Ткани и декор

Если раньше самым ходовым материалом в костюмах татарских народов был бархат, дополненный несколькими метрами позумента из золотых нитей, то сегодня ассортимент, безусловно, расширился. Все чаще в натуральные ткани добавляют волокна синтетики, чтобы платья становились более практичными. Свадебные наряды стандартно шьют из атласа, парчи, дюпона, жаккарда. Как и во всем мире, в тренде тончайшие кружева, подчеркивающие женственность, нежность и воздушность свадебного образа.

Многочисленные модернизированные идеи оформления венчального наряда в большинстве имеют европейские корни. Татарская вышивка – то, что осталось в свадебных платьях неизменным: колоритные золотистые орнаменты, растительные мотивы украшают рукава, подол юбки, фату или хиджаб. Эта отличительная черта придает облику невесты особого шарма, женственности, королевской неповторимости, да и выглядит подобное украшение очень дорого и утонченно.

Новое время, прежние маркеры

После почти столетнего забвения на авангард выходят познания о материальной и духовной культуре. Если еще лет десять назад многие с удивлением смотрели на меня, когда я, проводя экскурсию в Национальном музее, употребляла невиданные слова, как хаситә, изү, бөти, кәттәҗи и прочие, то сейчас, благодаря тому, что не только проводятся выставки, читаются лекции, снимаются ролики на YouTube, да еще и появились люди, просто любящие татарский костюм, и на основе него создающие целые модные коллекции. После нескольких лет работы фестиваля татарской культуры «Печән базар», все поголовно стали носить мөгез калфак, подобие кәттәҗи, и снова в моду вошел нагрудник изү, а в прошлом и начале этого года вдруг выстрелили перевязь хаситә и яка чылбыры. И уже на гала-концерте регионального тура «Татар кызы 2021» прекрасные молодые девочки блистали в этих украшениях. 

Безусловно, все красиво, все это отражает нашу культуру, и, о чудо, давно забытое становится для нас снова родным. Однако у многих не складывается образ в голове. Да, есть познания, идущие с нами из детского сада, воспевающиеся в театре о татарском женском костюме. Если село, то – рубаха, непонятные штаны, предстающие шароварами, передник, камзол в народе часто именуемый жилетом, платок, завязанный по-татарски (на два соседних угла на затылке), возможно, лапти, а может и любимые наши сапоги. Городской костюм предстает перед нами разнообразными шелками, та же рубаха с камзолом, калфак, возможно с шалью и сапоги. Вроде все верно, у каждого народного костюмного комплекса есть определенные маркеры, по которым он читается, как своими, так и другими. Значит, еще не начав писать, уже можно и не продолжать, основа перед нами, а дальше уже пусть специалисты разбираются. 

На дворе двадцать первый год XXI века, мы все пережили карантин, научились ходить в масках, а также более ответственно относиться к полученному знанию. Нам уже не хватает общей программы, появляются новые платформы, где мы можем получить больший объем. Все это относится и к татарскому костюму. Конечно, у него есть узнаваемые и тиражируемые элементы, но на этом не заканчивается богатая история ношения и бытования традиционного комплекса.

Интересно отметить, что еще Каюм Насыри задавался вопросом: «Найдется ли человек, знающий, с каких пор бытует у татар сегодняшняя форма одежды?» И, действительно, средневековье в целом мы достоверно не знаем. Есть замечательные реконструкции, отдельные изобразительные источники, но вот сохранившегося материального наследия, к сожалению, нет. Сегодня мы с вами можем отмотать историю по костюмному комплексу до XVIII века, по некоторым образцам и аналогиям до XVI века, но наиболее изученный и знакомый исследователям – XIX век. 

К тому же необходимо вспомнить и слова Н.И. Воробьева: «Одежда казанских татар так же, как и другие элементы их культуры, представляется достаточно сложной по своему происхождению и развитию. При обзоре ее мы имеем, с одной стороны, набор, так сказать, «национальных», точнее уже прочно укоренившихся в быту одежд, а с другой, ряд заимствований, из быта других народностей». 

Следовательно, далее мы с вами будем знакомиться с такими нюансами одежды, как половозрастные различия, т.е. не все то, что надела бы молоденькая девушка, смогла бы носить замужняя дама. К тому же, узнаем, что татары, как писали выше исследователи, жили не в вакууме, а взаимодействовали с соседями, впоследствии перенимая понравившиеся элементы декора и одежды.

Описание

Чтобы разобраться в нюансах нарядов жителей Татарстана, стоит детально его изучить.

Цвета и оттенки

Расцветка имеет огромное значение при пошиве одежды. Причем это не дань модным тенденциям. Татарский национальный костюм «говорит» о положении человека в обществе и его вероисповедании. Также расцветка одеяния помогает определить семейный статус и возраст. Причем оттенки четко распределены между кочевыми и земледельческими народностями.

В восемнадцатом веке особое значение уделяли красному цвету. Он символизирует принадлежность хозяина к знатному роду и его финансовую состоятельность. Однако в следующем столетии оттенок потерял свою значимость. Вещи подобной расцветки стали надевать на торжественные мероприятия.

У большинства татар белый оттенок считается символом траура или старости. Одежду подобных цветов выбирали женщины преклонного возраста и люди, собирающиеся на похороны.

В наш дни татарский костюм наполнен яркими и сочными оттенками. Часто в мужских и женских вещах встречается сиреневый, изумрудный или синий цвет. Они гармонично сочетаются с орнаментом и контрастной отделкой. Для вышивки обычно выбирают золотистые или серебристые нити, которые придают вещам индивидуальность и престижность.

Ткань и орнаменты

Ранее для изготовления нарядов выбирали преимущественно бархат. Для украшения подола и краев одеяния использовали мех. Часто шерсть животных брали для декорирования головных уборов. Со временем вещи становились легче, татары стали выбирать иные материи. Наибольшим спросом пользовались хлопок, шерсть и шёлк.

Для пошива камзола брали парчу, которую покрывали мелким орнаментом. Современные наряды чаще всего создают из шёлка и атласа, поскольку материя отличается легкостью и приятна на ощупь. К тому же ткань великолепно передает глубину оттенков и визуально делает образ богаче.

Для вышивки обычно выбирали растительный орнамент, который объединял в себе несуществующие цветы, листья и плоды. Основная часть узоров была асимметричной. Условно все орнаменты делили на три категории:

  • Степные (маки, незабудки, гвоздики).
  • Луговые (васильки, ромашки, колокольчики).
  • Садовые (астры, пионы, розы, ирисы).

Также для украшения нарядов использовали виноградную лозу, пальмовые листья. Геометрические узоры отодвигали на втором плане, в приоритете у татар были сердечки, волны и т.д. Характерная черта орнамента – полихромность (использование разных оттенков).

Элементы

По украшениям девушки судили о благосостоянии ее семьи. Мужчина также считались большим любителям аксессуаров. Чаще всего они надевали массивные перстни. Главное украшение девушек – накосник. Его готовили из разного материала.

Практически все татарские барышни носили серьги. Уши прокалывали в раннем детстве (в три или четыре года). Подобное украшение не снимали с юных лет и до самой старости.

Уделяли внимание и аксессуарам для шеи, правда, в большинстве случае их применяли не в эстетических, а практических целях. С помощью украшений девушки скрывали глубокий вырез на сорочке

Еще один оригинальный аксессуар татар – перевязь. Эта лента, которую носили перекидывая через плечо. У мусульманских барышень на перевязи были небольшие кармашки, куда складывали тексты из Корана.

Крой и декоративные швы

Отличительная черта национального костюма татар – трапециевидная форма. Народ носил широкие рубахи, напоминающие тунику и объемную верхнюю одежду. В классической сорочке отсутствовали плечевые швы, ее изготавливали из прямого сукна. Некоторые татары носили рубахи с воротником-стойкой.

Для оформления тканей использовали ряд декоративных швов:

  • Вразброс. С помощью толстых нитей выполняли узор в виде полос. Чаще всего использовали для декорирования шарфов и поясов.
  • Кипрская ткань. Волокна накладывали на основные нити, полностью перекрывая их. Распознать орнамент можно по характерным зазорам, напоминающие маленькие ступеньки.
  • Досочный. Нити повторяются на лицевой и изнаночной стороне. Шов напоминает декоративную вышивку.

Женский костюм

Широкую рубаху кольмэк с ромбовидными ластовицами шили из домотканого сукна. К концу XIX в. у нее появились воротник-стойка, кокетка и манжеты, которые, как и подол, стали обшивать кружевом и оборками. Нагрудный разрез казанские татарки оформляли особо красочным украшением изу. Под кольмэк обязательно надевали нательные шаровары (богатые женщины — шелковые), собранные у щиколоток шнурками.

Верхнюю распашную одежду татарок — платье антер турецкого фасона, в талию, шили из тяжелой шелковой ткани, на подкладке. Узкие рукава антера украшали бархатные нарукавники капак, шитые золотом. Глубокий вырез закрывал нагрудник кокслюк, украшенный монетками или вышивкой. У девушек эта одежда была длиной до колен, у женщин среднего возраста — ниже колен, у старых — в пол. Зимой под платье надевали стеганый на вате чехол зубун. По покрою это была копия антера, но с короткими рукавами. Популярны были шелковые платья—халаты. Распашные камзолы-куртки марка шили из черного бархата и обшивали позументом, а приталенный кафтанчик тун — из шелка и атласа. Зимний марка обрамляли беличьим мехом, а тун имел ватную подстежку.

Головные уборы и украшения. Самыми распространенными головными уборами татарок были шапочки-колпаки калфаки. Женщины носили вязаные; девушки — бархатные и шелковые, их богато расшивали золотой гладью, жемчугом, бисером, бахромой, позолоченными монетами. Мишари украшали серебряными монетами шапочки кашпау. У них, как и у касимовских татарок были популярны полотенчатые покрывала тастары. Покрывала казанских татарок, расшитые тамбурной вышивкой с цветочными орнаментами, назывались эрпэк. Татарки-кряшенки носили своеобразные покрывала сурэкэ, а косы под ними укладывали на темени, как русские женщины. Типичная прическа татарок — две косы с пробором посередине. У горно-прибрежных крымчанок популярностью пользовались турецкие фески тарбуш. Украшениями татарских женщин были нагрудные застежки яка—чалбыры, перевязи хаситэ, подвески к косам чулпы, серьги алка и массивные браслеты; у крымчанок — налобные повязки. Мишари и кряшены в украшениях широко использовали монеты.


Девушка в голубом кольмэке, платье-халате и бархатном калфаке; мужчина в узорчатых казанских сапожках ичигах

Технологическая последовательность проекта

Пошив изделий.

Для пошива татарских костюмов мы решили воспользоваться помощью учителя технологии, так как она более профессионально справится с этой работой. Но при выполнении пошива мы принимали участие в качестве подмастерьев.

  • Разработка эскиза татарского костюма
  • Снятие мерок и построение чертежа конструкции
  • Изготовление лекал
  • Раскрой изделий (вырезание деталей кроя)
  • Пошив тюбетейки, калфака
  • Художественная отделка тюбетейки, калфака
  • Пошив плечевых изделий костюма (жилет, рубаха, платье)
  • Художественная отделка плечевых изделий костюма (жилет, рубаха, платье)
  • Пошив поясных изделий костюма (штаны мужские, женские)
  • Художественная отделка поясных изделий костюма (штаны женские)

Национальная татарская обувь

Представители народа носили чулки, пошитые из сукна или шерсти. Самая древняя модель – это тула оек. Для их изготовления использовали домотканое сукно белоснежного оттенка. Чулки носили с обувью из лыка или кожи.

Национальная обужа татар – сапожки читек. Их шили из мягких материалов: сафьяна или хрома. Отличительная способность модели – гибкая подошва. Кожаную обувь могли себе позволить только зажиточные татары. Сапоги носили на протяжении всего года.

Ичиги черного цвета использовали парни и девушки, только у вторых они были немного короче и без отворотов. Для торжественных мероприятий выбирали екаюлы читек, их украшали с использованием традиционной техники кожаной мозаики, которой в совершенстве владели татары.

При выходе из помещения на сапоги надевали калоши. На праздничные мероприятия из кафа татары доставали туфли. Дамы выбирали обувь на небольшом каблучке, с чуть приподнятым носком. Рабочие люди предпочитали носить лапти, поскольку они были легкими и комфортными.

Какие материалы используются для национальных костюмов татар

Для изготовления одежды применяли разнообразные материалы. В основном это были тканевые составы и куры животных. Меховыми вставками декорировали края одежды. Также очень любили применять изысканный бархат контрастного цвета. Со временем одежда стала выполнять другие функции и становиться намного легче. Соответственно и ткани стали использовать менее плотные. Популярностью пользовались шерсть, хлопок и шелк. Камзолы отшивали из узорчатой парчи отшивают из парчи. Для повседневной носки применяли более дешевые и износостойкие материалы. Для праздничных нарядов ткани часто создавали собственноручно с авторскими рисунками и декором не скупясь при этом на дорогие камни, меха и прочую отделку.

Например, в 19 столетии красный цвет символизировал принадлежность к определенному роду и сословию, а позднее о финансовой независимости человека. Через какое-то время этот цвет стали повсеместно использовать в праздничных одеяниях на различных торжествах. А вот белая одежда у большинства ассоциируется со старостью и траурными мероприятиями.

В настоящее время наблюдается тенденция использования разнообразных броских и даже дерзких оттенков. Все чаще используется изумрудные, сиреневые и синие цвета сочетают с контрастными тонами и яркими узорами. Более изысканно выглядит вышитый золотом наряд.

Цветовая гамма и декор

Цветовая гамма татарских костюмов имела небольшие различия по возрасту и гендерному признаку. Мужчины и мальчики старше 5 лет преимущественно носили черные, темно-синие или бордовые камзолы, штаны, рубахи. Девушкам и женщинам предлагали зеленую, голубую, красную, вишневую, желтую повседневную и нарядную одежду. В наряде за основу брали один темный цвет и дополняли его более светлыми оттенками из той же цветовой палитры.

Отделка ткани выполнялась с помощью растительного орнамента, который был позаимствован из восточной культуры. Асимметричные узоры, рассыпанные по наряду, принято разделять на следующие группы:

  • степь — на одежде преобладают мак, незабудки, тюльпаны;
  • луг — в наряде используют ромашки, васильки, колокольчики, ирисы, землянику, ландыши;
  • сад — на подол камзола, рубашки, шапок наносят рисунки астр, роз, пионов, нарциссов.

Также использовали волны, сердечки, полоски, треугольники. Очень часто на татарском наряде вышивали один и тот же узор, но разными нитями. Такая техника создавала полихромность и минималистичность костюма.

Ювелирные украшения татар

Ювелирные женские украшения — показатель материального достатка и общественного положения семьи. Как правило, украшения изготавливались из серебра, золотились и инкрустировались камнями.

Предпочтение отдавалось коричневому сердолику и голубовато-зеленой бирюзе, наделявшейся магической силой. Часто использовали сиреневые аметисты, дымчатые топазы и горный хрусталь. Женщины носили кольца, перстни, браслеты разных видов, разнообразные застежки ворота «яка чылбыры», накосники. Еще в конце 19 века была обязательна нагрудная перевязь как оберег и украшение. Украшения передавались в семье по наследству, постепенно дополняясь новыми вещами. Татарские ювелиры — «комешче» — работали обычно по индивидуальным заказам, что обусловило большое разнообразие дошедших до наших дней предметов.

Традиционно татарка одновременно надевала несколько предметов весом до 20 килограммов — всевозможные цепочки с кулонами, часами, причем, обязательно одна с подвешенной коранницей, дополнялись бусами и брошками.

Многие элементы ювелирных украшений татар, претерпев совсем небольшие изменения, вошли в обиход женщин других национальностей. Сейчас, с возрождением интереса к своей национальной истории, к обычаям и традициям, многие достают из заветных бабушкиных шкатулок великолепные изделия национальных мастеров, и они служат прекрасным дополнением нашему подчас довольно безликому городскому костюму. Ведь истинная красота, рожденная трудом наших предков, никогда не может выйти из моды.

Особенное значение придавалось украшениям с бирюзой. Этот камень считался символом счастья и благодатной семейной жизни. Ее символика связана с древними восточными поверьями: будто бы бирюза — это кости давно умерших предков, и ее правильное созерцание делает человека счастливым.

Среди украшений известны как женские, так и мужские. Если у мужчин в высшем сословии бытовали драго­ценные перстни, перстни-печатки и пряжки для поясов, то ассортимент женских украшений был значительно шире, что связано с общемусульманской традицией. Состоятельность мужчины определялась богатством одеяний и количеством драгоценных украшений его женщины. Шейно-нагрудные украшения татарок, кроме декоративной функции, выполняли и утилитарную роль: скрепляли или прикрывали своими декоративными деталями традиционно глубокий разрез женской рубахи.

Это, прежде всего, матерчатые нагрудники, отличающиеся по форме, декоративному убранству. Так, у казанских татар преобладали нагрудники, украшенные позументом и ювелирными накладными бляхами, у сергачских мишарей, кряшен, сибирских татар — чешуеобразно расшитые монетами, у кузнецко-хвалынских мишарей — богато расшитые золотой гладью, у зауральских татар, как и у башкир, сплошь декорировались кораллами и бисером и т.д.

Праздничные наряды

По особым случаям татары надевали особо пышную и нарядную одежду. От обыденной она отличалась дорогим материалом, а также обилием декоративных украшений. Так, платье невесты могло быть белым или глубоко-зелёным, вишнёвым или цветом морской волны — именно это традиционные татарские цвета. Невесты предпочитали комбинировать белые платья с камзолом и сапожками.

Голова невесты покрывалась свадебной накидкой или расписным калфаком. Жених надевал тёмно-синий костюм, который расшит народным узором. Он также должен иметь головной убор, соответствующий общему стилю. Современные татарские наряды, хотя и делаются на европейский манер, сохраняют колорит и традиционные элементы. Например, обязательные атрибуты для такой одежды — классический А-образный фасон, соблюдение длины, обилие украшений и традиционных орнаментов.

Костюм для танцев тоже видоизменился. Он стал короче и может шиться из других материалов. Несмотря на это, он сохраняет национальную стилистику. В состав такого наряда входит жилетка-разлетайка, шапочка с кисточкой и покрывалом. В сочетании с орнаментами всё это делает современный танцевальный татарский костюм по-прежнему узнаваемым.

Из этого видео вы узнаете о национальной одежде разных народов мира.

Оцените статью
Шутник-реалист
Добавить комментарий