Традиционный удмуртский костюм

Магические поделки для детей

С самого рождения ребенка окружали сделанные собственноручно его матерью поделки. Больше того, некоторые куклы заботились о здоровье и благополучии малыша еще до его рождения, согревали колыбель и защищали от негативного воздействия.

Как обереги куклы Пеленашки использовались до крещения младенца, а после данного мероприятия сохранялись матерью

Вместо современных погремушек наши предки давали играть детям Кувадки – яркие и разноцветные поделки, которые не только привлекали внимание малыша, но и оберегали его здоровье и защищали от злых духов

Удмуртские куколки выделялись своим костюмом и также использовались в качестве оберега для детей. Считалось, что играя с такой поделкой, малыш развивается быстрее. Значение костюма такой куклы – оберег. Костюм шумит, отгоняя тем самым от ребенка злых духов.

Делая куколки-обереги, наши предки использовали разнообразные техники, приемы и различные направления. История развития кукольного мастерства – история культуры страны и всего человечества. У каждой такой поделки – свое значение. Какие-то предметы оберегают здоровье человека, какие-то защищают от сглаза и порчи, а некоторые могут привлекать хорошие вести. Сделать такой магический предмет можно и в наше время: достаточно следовать несложным правилам и включить фантазию. Как оберег кукла может использоваться любым человеком, который ее сделает или которому она будет подарена.

Мужской костюм

Мужчины одевались просто. Традиционный костюм состоял из рубахи-косоворотки, полосатых штанов и пояса. Рубаха была белого цвета, с отделкой, затем появилась мелкая клетчатая домотканая ткань. Штаны (эрезь) удмуртов были близки по своему крою к фабричным. Зимний вариант брюк изготавливался из шерстяного домотканого полотна.

Зимой поверх рубахи одевали приталенный шортдэрем. В холода носили сукман – кафтан, или дукес. Поверх всего этого носили шубы из овчины, подпоясанные плетеными поясами и ремнями. Для дальних дорог имелся и длинный тулуп с большим воротом.

Головной убор представлял колпак из сукна или шапку из валяной овчины или шерсти (изьы). Обувь носили плетеную из лыка – лапти, позднее их сменили сапоги, а зимой спасали валенки.

Религия

В давние времена удмурты верили в существование мира в виде трех измерений — Верхнего, Среднего и Нижнего, то есть владений создателя добра — Неба, земной жизни и места пребывания всего злого с покровителем Шайтаном. Природа отождествляется с живым существом, каждому элементу которого полагался руководитель — дух. Их боялись, чтили, вопрошали к ним. Существовали духи:

  • воды;
  • хлева;
  • леса;
  • ветра;
  • дома;
  • бора;
  • луга и поля.

У каждой семьи в подворье было отведено место особой постройке — куале. Там находился алтарь для совершения жертвоприношений (еды, птиц и животных) в огне, а также туда приходили жители родового поместья для молитвы. Считалось, что в нем живет дух рода, который оберегает и ведет семью.

Для культовых ритуалов существовали жрецы. Они выступали предводителями общих приношений на праздники, выполняли обрядовые действия и благословляли их участников. Нередко частью процессии становились и старейшины рода.

У каждого поселка располагалась неприкосновенная священная роща. Туда запрещалось входить для сбора ягод и грибов, пасти на ее территории скот, и вообще посещать в любой день, кроме праздничного. Посреди рощи росло дерево, под которым закапывали приношения богам нижнего мира, на ветви развешивали дары земным, а на верхушку — небесным.

На сегодняшний день религия удмуртов кардинально изменилась, так как вместе со всем Российским государством в свое время область приняла православие. Это сказалось на праздничном календаре, именах (которые должны соответствовать церковным канонам при крещении) и культуре вцелом. Однако в отдаленных деревнях все еще выполняются старинные ритуалы и почитаются боги предков.

Головные уборы

Важное значение в народном костюме имеет головной убор. Его носили представители обоих полов

Как и прочие предметы одежды, они различались в зависимости от территориальной принадлежности людей, а также их социального положения.

Головные уборы удмурток были богато украшены. Одна из особенностей – использование нашивок из цветных лоскутов на платках, головных покрывалах, налобниках. В качестве таких декоративных элементов использовали сукно, бархат, бахрому, позумент.

Вышитые украшения на платках и шапках традиционны для удмуртов – это различные квадраты и треугольники.

Женские головные уборы

Девушки носили разные головные уборы, что обусловлено положением в обществе и возрастом. Они были достаточно разнообразными. Женщины-удмуртки имели следующие виды:

  • высокая женская шапка из бересты, напоминающая кокошник (айшон);
  • налобная повязка;
  • платок-покрывало – сюлык. Этот головной убор ранее надевали девушки, которые вышли замуж. Поэтому сюлык еще называют свадебным покрывалом;
  • женская шапочка – такья.

Мужские головные уборы

У мужчин-удмуртов головные уборы не отличались разнообразием. Национальным считается колпак, сделанный из домашнего сукна.

С XIX века в мужской гардероб вошли новые головные уборы – шляпы, изготовленные методом валяния, имеющие полы. В зимнее время удмурты носили овчинные шляпы округлой формы.

Головные уборы северных удмурток

Удмуртки покрывали голову разными уборами, что зависело от их возраста и во многом – от социального статуса.

Наиболее распространенным девичьим головным убором считается шапочка (такья) из холста, обшитая монетами и кумачом. Десятилетние девочки носили круглую такью, от 13 лет и старше – продолговатую.

Также незамужние девушки носили холщовые или кумачовые головные повязки и платки, о которых упоминалось ранее. Замужние женщины надевали платки и налобные повязки, а также головные полотенца. Их концы были украшены красными полосками из ткани либо вышивкой.

Головные уборы южных удмурток

У женщин южной части были свои особенности в плане ношения головных уборов.

Молодые девушки ежедневно надевали налобные повязки и платки. Первые были узорными: они представляли собой полосы нашитого на холст или кумач позумента с густой бахромой, деревянными подвесками или блестками.

У замужних женщин такая повязка была декорирована по нижнему краю монетами и бусами. Они могли носить их в сочетании с убором, напоминающим чалму (головным полотенцем). Она была украшена кружевами, лентами, вышивкой.

После 55 лет чалму заменяли холщовой шапочкой с закругленными концами, оформленными кружевами.

Айшон, являющийся практически аналогом русского кокошника, представляет особый интерес: высота этого головного убора юных удмуртских женщин составляла от 7 до 35 см. Айшон имел берестяную основу, которую обшивали кумачом либо холстом. Передняя часть была декорирована бисером, монетами, бусами.

Северный костюмный комплекс

Ансамбль одежды у северных удмурток включал в себя:

  • распашной кафтан. Он был скроен таким же образом, как и рубаха, имел отложной четырехугольный воротник и короткие рукава. Воротник, подол и полы кафтана украшали вышивкой, иногда на эти части пришивали монеты либо бусы. В зависимости от способа отделки распашной кафтан имел разные названия: если для этого использовалось небольшое количество кумача, то это был «пичи кумач понэм», если присутствовала красная отделка, то «гордэн шырем». Носили его зимой, накидывая на рубаху;
  • рубаха. Внешне она схожа с современной туникой. Ее выполняли из домотканого материала белого цвета. Рукава были красно-белыми, с узорами. Шейный вырез – овальной формы;
  • передники без грудки, отделанные вышивкой, тесьмой, кружевами;
  • платок четырехугольной формы из домотканого материала. Его также носили зимой;
  • шубы. В зимнее время женщины носили будничный и праздничный варианты. Первые были изготовлены из дубленой овчины и имели желтый цвет. Вторые были черными.

У мужчин-северных удмуртов комплект одежды не имел принципиальных отличий от традиционного комплекса собратьев с южных территорий.

История удмуртского народа

Этническая группа сформировалась еще в 1 веке, а 15 ее земли стали частью Российского государства. До этого, от начала истории существования владения находились под началом Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства. Так кто такие удмурты или вотяки, как их называли древние соседи?

Первые упоминания о пермянах, которые положили начало существования коми и удмуртов, датируются 6 веком до нашей эры. Затем, под влиянием России на севере и татар на юге от месторасположения, утвердился новый народ со своей культурой и ценностями.

Принадлежит группа к финно-угорцам — это означает, что праотцами их были те же люди, кто населяет Восточную Прибалтику, Центральную Европу и Западную Сибирь. Центром развития исторически стал территория Прикамья, и где живут удмурты поныне. На сегодняшний момент большая часть населения сосредоточена в Удмуртской Республике и соседних областях Федерации, однако встретить коренного вотяка можно и в Казахстане, и в Украине, и в Беларуси.

1920 год знаменательный для народа, ведь им датируется первая официальная автономия в виде Вотской области. В Советском Союзе регион был известен, как Удмуртская АССР. Во время войны с фашистской Германией, жители героически работали на предприятиях, которые в короткие сроки были переквалифицированы на нужды фронта. Местами продукции создавалось столько, сколько не было сделано за предыдущие девяносто лет, а промышленность увеличила тем в пять раз.

Куклы в народных костюмах. Удмуртский национальный костюм

Екатерина Сергеевна Куклы в народных костюмах. Удмуртский национальный костюм

Кукла «Италмас» в национальном удмуртском костюме, созданная для реализации регионального компонента в подготовительной к школе группе «Звездочки».

Немного истории

Национальный удмуртский костюм является для его хозяина некой оболочкой, которая защищает от внешних неприятностей. Самая первая одежда удмуртов имела фасон, очень схожий с современными туниками.Материал для пошива одежды ткали вручную: на севере использовали лён, а на юге коноплю. Занятие животноводством дало возможность удмуртам использовать в качестве сырья овечью шерсть, из которой ткались шерстяные ткани. Традиционный южноудмуртский шортдэрем – это рубаха или халат, пошитая из домотканой шерстяной ткани.

Цветовая гамма национального удмуртского костюма состояла из белого, серого, цвета охры, коричневого, красного и цвета индиго. Красители получали из минералов и растений, а со временем удмурты стали использовать анилиновые красители, завозимые тюрками, торговавшими с Удмуртией. Стоит отметить, что в северных районах Удмуртиииспользовали лишь два варианта: белый и серый. В южной части цвета были более пёстрыми и насыщенными, что связывается с расположением торговых путей, которых на юге было намного больше, чем на севере. Примечателен тот факт, что, зачастую, вся улица могла ходить в красных или зелёных одеждах, пошитых из одной ткани.

Появление атласных и шёлковых тканей не осталось незамеченным удмуртскими мастерицами. Из них шили красивые рубашки и платья. Девушек, которые умели не только ткать и шить, но и обладали хорошим вкусом, можно было по праву называть модельерами. Создавая костюм,они помечали его особой меткой: связкой ниток (чук)

. Другие мастера могли копироватькостюм, но обязательно должны были указывать, чьё это было изобретение. Стоит отметить, что ребёнок до определённых лет не имел собственной одежды. Первая одежда младенца – это рубаха мамы, если рождалась девочка и отцовская, если рождался мальчик

Практически до трехлетнего возраста дети донашивали одежду старших. Обращается внимание на то, что делалось это вовсе не из соображений экономии, а потому, что ношеная и стираная много раз одежда намного мягче новой

С течением времени национальный удмуртский костюм стал отодвигаться на второй план. Постепенно домотканые ткани стали заменяться на фабричные. Произошло это в послевоенные годы, когда за труд стали расплачиваться живыми деньгами, а не продукцией. Ручная работа в этот период перестала быть востребованной и считалась признаком отсутствия достатка в семье. Несмотря на это, во многих удмуртских домах сохранились домотканые полотна, которые в настоящее время вернули себе былую ценность.

Также для регионального уголка еще я сшила наряд для куклы в русском народном стиле. К сожалению возможности снимать пошаговое создание костюмов не было.

Дидактическая игра «Куклы в народных костюмах» Четыре года назад в нашем ДОУ была тема «Русская народная культура». И к этой теме я решила. Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии» Между Волгой и Уралом Мы одной семьей живем. И Россию мы недаром Нашей матушкой зовем. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет праздника «Национальный.Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе «Башкирский национальный костюм» Конспект непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Башкирский национальный костюм» Программное.

Конспект НОД по социально-коммуникативному развитию детей подготовительной группы на тему «Куклы в народных костюмах» Государственное бюджетное образовательное учреждение г. Москвы Школа №368 «Лосиный остров» дошкольное подразделение №3 Конспект.

Конспект тематического развлечения для детей средней группы «Русский национальный костюм» Цель: формировать знания детей о русском национальном костюме, о русских народных сказках, потешках; вызвать чувство восхищения талантом.

Новый костюм для куклы Доброго времени суток,уважаемые маамовцы! Давненько меня здесь не было. Исправляюсь,-выкладываю новый аутфит для куклы, сшитый довольно-таки. Выступление педагогов на экологическую тему. Модное дефиле в костюмах из бросового материала. Выступление педагогов на «Экологическом серпантине» Запев педагог поет сольно, а припев все вместе, пока педагог идет по подиуму, демонстрируя.

Источник

Женский удмуртский костюм

Главной особенностью женского удмуртского костюма являются его детальные отличия в зависимости от того, в какой части проживает женщина: в северной или в южной.

Северный костюм удмурток

Женский национальный костюм северной удмуртки, как правило, не обходится без туникоподобной рубашки (дэрем), снимаемого нагрудника с вышивкой (кабачи), распахивающегося халата (шортдэрем), тканого или плетённого пояса и передника без грудки (азькышет).

Нагрудник – кабачи

Нагрудник с вышивкой мог иметь праздничное назначение, для ежедневного ношения и для проведения обрядов. Его назначение определяло характер и богатство вышивки.

Свадебный нагрудник украшался восьмиконечной звездой (толэзь). Как правило, одежда шилась из белой холщовой ткани из льна расшивалась красными нитками.

Южноудмуртский костюм

Национальная одежда южной удмуртки изготавливалась из пёстрой ткани. Белые комплекты одежды использовались лишь для свадьбы.

Один из вариантов южного костюма представляет собой платье-трапецию с зауженными рукавами. По низу платья пришивается красивая широкая оборка.

Грудь украшается снимаемым нагрудником с серебряными монетками (чыртывесь).

В другом исполнении – это пёстрая рубаха, к центральному полотну которой пришивали косые боковые клиновидные детали, рукава с клиньями и четырёхугольными ластовицами, а небольшой стойка-воротничок в таком костюме застёгивался на крючок или пуговицу.

Верхней одеждой служили кафтан (дукес) и летний кафтан-безрукавка (саестэм).

На фартуке (айшет) обязательно вышивались своеобразные узорные обереги. Этот наряд был довольно просторного кроя и окружающим очень долго не удавалось догадаться, что женщина находится в положении.

Северный костюмный комплекс[править]

Костюм северной удмуртки

Территория распространения костюмного комплекса верхнечепецких удмуртов – Глазовский и частично Сарапульский уезды Вятской губернии, ныне Ярский, Глазовский, Балезинский, Игринский, Красногорский, Юкаменский, Дебесский районы Удмуртской Республики.

Североудмуртский женский костюм представляет собой один из наиболее древних типов одежды пермских народов.

Летняя одежда северных удмурток состоит из распашного кафтана (шортдэрем), рубахи (дэрем). Дополняют их фартук без грудки (азькышет) и аппликативный нагрудник (муресазь).

Рубаха из белой домотканины туникообразного покроя, рукава из красно-белой домотканины с узорами, выполненными в технике браного ткачества. Композиция узора трехчастная, между частями оставлены белые просветы домотканины. Рубаха получает свое название «пестросаес» по оформлению рукавов. Шейный вырез рубахи овальный, по подолу прошита полоса красно-белой поперечнополосатой домотканины, иногда с включением элементов браного ткачества .

Рубаху обычно носили в паре с распашным кафтаном (шортдэрем). Его кроили как и рубаху, с отложным четырехугольным воротником и короткими рукавами с продольным разрезом на плече,через который продевался богато вышитый рукав рубахи. Полы, воротник, подол шортдэрема украшали вышивкой, иногда пришивали бусы, мелкие монеты, раковины каури; вышивка сопровождалась полоской кумача. В зависимости от способа украшения, цвета отделочных тканей, количества используемого кумача распашные кафтаны назывались по-разному: биньыса, сирсо диськут назван по технике вышивки, при которой полы и воротник вышивались двухсторонней гладью и шитьем по выдергу; зӧк кумач понэм отличался отделкой большим количеством кумача; пичи кумач понэм — небольшим количеством кумача; котыр кумач понэм отделывался кумачом по кругу; кӧтуло — полосками красных лент до низа живота; у котрак тачкиё — плечи, подол, полы отделывались вышивкой в сочетании с полосками кумачовых лент, вожен шырем отличался зеленой отделкой по подолу; гордэн шырем — красной отделкой.

Каждая пара женской одежды имела свой вариант вышитого нагрудника (кабачи), который представлял собой четырехугольный кусок ткани размером 20×30 см, сплошь вышитый шелком. Кабачи составляли принадлежность костюма замужней женщины, надевались они поверх рубахи, закрывая грудной разрез. В конце XIX в. на смену вышитым нагрудникам пришли аппликативные (муресазь), сшитые из разноцветных кусков тканей в сочетании с вышивкой. Иногда к ним пришивали монеты, пуговицы.

Неотъемлемую часть женского костюма составляли передники (азькышет) без грудки, их отделывали кружевами, тесемками, вьшивкой. Узорные завязки к передникам плелись или ткались на специальных дощечках. В будни подпоясывались только фартуком, а в праздники надевали еще узорный пояс, к которому подвешивали полотенце или платок (урдэс кышет — букв, боковой платок) .

Зимой на белую рубаху надевали распашной кафтан, сшитый из клетчатой домотканины (кильымо шортдэрем), с отрезной спинкой, присборенный в талии, рукава втачные, длинные. Поверх распашного кафтана надевался фартук без грудки, при ношении он дополнялся теми же элементами, что и летняя одежда, исключается только нагрудник и треугольный платок. С зимней одеждой женщина надевала четырехугольный платок, сшитый из двух полос домотканины .

Зимой носили шубы из дубленой овчины обычно желтого цвета; праздничные шубы, нагольные или крытые тканью, были черного цвета .

Национальная обувь, головные уборы и украшения

О семейном положении женщины можно было судить по головному убору. Незамужние девушки носили круглую или овальную шапку из холста. Сверху она украшалась бисером, монетами. В девичьем возрасте можно было просто носить украшенную бисером, вышивкой, лентами, блёстками повязку или платок из кумача, холста. Некоторые девушки носили повязку с огромным бантом.

Северные замужние удмуртки использовали вышитое полотенце в качестве головного убора. На юге надевали налобную декорированную повязку поверх полотенца, покрывала, айшона.

В качестве мужской и женской обуви летом выступали лапти. Под них девушки надевали вязаные чулки. Мужчины в этих целях использовали онучи. Праздничной обувью для женщин являлись ботинки, а у мужчин – сапоги. Зимой все носили валенки.

Рисунки к 23 Февраля в детском саду на конкурс (несложные)

Дошколята охотно принимают участие в различных конкурсах. Только порой в голову не приходят никакие идеи. К счастью, вы находитесь сейчас по адресу. Ниже представлены самые удачные варианты для срисовки.

На данном рисунке самое сложное — это танк. Однако его изображение художественных навыков не требует. не забывайте предварительно наносить все контуры простым карандашом.

Еще один наипростейший вариант с вертолетом и поздравительной надписью.

Более сложные элементы придают работе насыщенности и имеют больше шансов выиграть в конкурсе.

Не забудьте похвалить чадо за участие в творческих соревнованиях. И не стоит переживать в случае поражения. Ситуацию можно исправить, устроив конкурс дома. Заранее позаботьтесь о призах и об участниках. В семье только один ребенок? Предложите поучаствовать детей родственников или друзей.

Какие фасоны в традиции?

Традиционный мужской фасон отличался простотой. Повседневный костюм включал рубаху-косоворотку, полосатые штаны и пояс. Сначала рубаха была белой с небольшой вышивкой, но потом её вытеснила клетчатая ткань. Фасон брюк напоминал фабричный. Для зимней одежды использовали шерсть.

В холодное время года мужчины носили приталенный шортдэрем, кафтан, дукес. Согревались шубой из овчины, плетёным поясом. Когда намечалась длинная дорога, надевали тулуп, который имел большой воротник.

Особенности формирования различий в женской одежде:

  • принадлежность к северным или южным народам;
  • семейный статус;
  • возраст.

Традиционный женский фасон – длинная рубаха, напоминающая тунику. Наверх надевали нагрудник с вышивкой, халат, пояс, передник. Зимой удмуртки спасались от холодов кафтаном или шубой из овчины. Праздничный свадебный наряд был выполнен в белых цветах, а для повседневной жизни использовали яркие насыщенные оттенки.

Декор костюма

Национальный удмуртский костюм щедро декорировался вышивками, монетами, лентами и разными украшениями. Особенно тщательно украшался съемный нагрудник и налобная повязка. Для отделки использовались русские монетки и серебро. В ход шли бляшки, пуговицы, подвески, жетоны.

Богатые семьи передавали серебряные украшения по наследству. Менее состоятельные удмурты использовали в декоре имитацию жестяных и оловянных монеток. Носили металлические браслеты с орнаментами, а также огромное количество серег, колец, декоративных цепей.

В отличие от мордвы и чувашей, удмурты мало использовали для декорирования своих костюмов стекло и бисер. Замужние дамы любили украшать косы накосниками, изготавливающимися из узкой полоски холста, увешенной жетонами и монетками. Накосник прикреплялся к такье сзади при помощи металлической пластины.

Уши часто украшали подвесами (пельугы) из отдельных нитей серебряных монет. Шею декорировали снизкой из холстяной полоски. Ее обшивали монетами, красной ситцевой тканью, некрупными бусами, раковинами.

Популярное среди удмуртов украшение – йырпинь. Это белые ракушки, которые считались оберегом. Семейную реликвию передавали по наследству.

Свадебные поделки

Обреговая кукла была неизменным спутником любого праздника: и церковного, и личного. Кроме того, довольно часто, куклы-обереги дарились в день свадьбы. Девушкам на удачное замужество дарились специальные обереговые поделки, значение которых – достаток, благополучие и гармония.


Совместно молодым мог быть представлен символ крепкого союза – Неразлучники. Этот оберег выполняется особым образом: две куклы, женщина и мужчина, имеют одну общую руку, которая символизирует вечность данного союза. Супруги с этого дня и впредь должны идти рука об руку, всегда вместе, в горе и в радости.

Неразлучники очень часто вешались в самом начале свадебной процессии, а после завершения торжества хранились в доме новобрачных. Кроме счастливого совместного будущего, Неразлучники сулили молодоженам здоровье, скорое потомство и счастливую жизнь.

Также в этот праздник зарождения новой семьи в качестве подарка использовалась и другая поделка. Обереговая кукла, состоящая из парня и девушки, опоясанных одним поясом, была удивительна с точки рения содержания. Значение пояса – нить жизни. И этой нитью связывались возлюбленные.

Создавалась поделка подружками невесты и должна была отвлечь от молодых все неприятности. Кроме того, при создании куколки, девушки со словами вплетали в нее свои пожелания молодым: например, здоровья, счастья, благополучия и так далее. Считалось, что чем искреннее пожелания, тем скорее и сами девушки выйдут замуж.

Как видно, как обереги куколки использовались практически на любой народный и личный праздник и были отличным подарком, который отличался своей оригинальностью и выполнял защитные функции.

Краеведение на тему «Костюм северных и южных удмуртов»

УРОК КРАЕВЕДЕНИЯ

2 класс

Тема: Костюм северных и южных удмуртов.

— Здравствуйте, дети. Сегодня мы продолжаем изучать национальный костюм удмуртов, а именно рассмотрим, как одевались южные и северные удмурты, выясним, есть ли в их одежде сходства и различия.

На предыдущих уроках мы говорили, что в одежде удмуртов выделяются два основных варианта — северный

июжный :

  • северо-удмуртский

    (нижнечепецкий, верхнечепецкий);

  • южно-удмуртский

    (собственно южный, бавлинский, арский).

Женский костюм северной удмуртки

представляет собой один из наиболее древних типов одежды пермских народов

Как вы думаете, почему? (Для ответа на этот вопрос внимательно рассмотрите карту, обратите внимание на расположение соседних регионов относительно Удмуртии)

По крою, способу оформления, одежда северных удмуртов делится на две группы: верхнечепецкую и нижнечепецкую (слободской и косинский вариант).

Летняя одежда северных удмурток состоит из:

  • распашного кафтана (шортдэрем),
  • рубахи (дэрем).
  • фартук без грудки (азькышет)
  • аппликативный нагрудник (муресазь).

Верхнечепецкий костюм

Территория распространения костюмного комплекса верхнечепецких удмуртов — Глазовский и частично Сарапульскийуезды Вятской губернии, нынеЯрский, Глазовский, Балезинский,Игринский, Красногорский,Юкаменский,

Дебесский районы УР.

Летняя одежда состоит из распашного кафтана и рубахи, дополняют их фартук без грудки и аппликативный нагрудник.

Нижнечепецкий костюмный комплекс

состоит из

  • рубахи
  • кафтана.

Косинский вариант

Манера ношения своеобразна — с большим напуском. Поверх рубахи повязывают пояс, делая напуск, затем надевают распашной кафтан и пояс и снова — напуск.

Комплекс одежды Слободского района Кировской области

состоит израспашного кафтана ирубахи . Дополняют нательную одежду вышитый съемный нагрудник, фартук, пояс, головное полотенце, шелковый платок, красный небольшой платок, белый цветной платок. Носят одежду без напуска.

Верхнюю женскую одежду, как и мужскую, шили из белого или цветного холста, шерстяных тканей и сукна домашнего изготовления. Летним выходным платьем удмуртки в северных районах был надеваемый поверх рубахи шортдэрем — длинная белая распашная одежда типа халата, с короткими рукавами, украшенная вышивкой и полосками кумача.

Одежда южных удмуртов

В южных районах рубаху шили из домотканой цветной пестряди (алача);

по покрою она отличалась от северных районов. Здесьрубаха была значительно шире в подоле. Рукава — прямые, длинные. Под рукавами вшивали квадратные ластовицы. Воротник — стоячий, застегивался на пуговицу или на крючок. Нагрудный разрез обшивали полосками цветного ситца, тесьмой или кружевами. Под рубахой женщина носиланагрудник (кыкрак), сшитый из кусков разноцветного ситца или бархата. Подол рубахи заканчивался одной или двумя оборками. Такие рубахи-платья, сшитые из фабричной ткани, носят и теперь. Молодые удмуртки шьют платья из ситца и сатина, сохраняя старые традиции в отделке, применяя много цветных нашивок, лент, оборок.

Под рубахой удмуртки южных районов носили штаны

, по покрою аналогичные мужскому варианту. На севере удмуртские женщины штанов не носили. В настоящее время повсеместное распространение получило мужское и женское нижнее белье, которого раньше у удмуртов не было.

Поверх рубахи или платья женщины надевали цветной передник(айшет, азъкышет). У южных удмурток верхней одеждой служил кафтан(зыбын) из цветной, обычно красной, шерстяной ткани, длиной до колен, сшитый в талию со сборами.

Более теплой верхней одеждой был суконный кафтан (сукман или дукес), по покрою аналогичный мужскому. Зимой носили шубу(пасъ) из дубленых овчин.

Задание:

1.

Прочитайте внимательно текст и рассмотрите иллюстрации и фото северных и южных удмуртов.

2.

Устно определите, в чём их сходство и различие.

3.

На листах раскраски (см. ниже) рассмотрите костюмы, выберите нужные цвета и аккуратно раскрасьте их.

4.

На обратной стороне каждого листа раскраски дайте небольшой комментарий о костюме.

Оцените статью
Шутник-реалист
Добавить комментарий